6 декабря 2013 года состоялся релиз шестой части серии гоночных игр Gran Turismo, разработанной японской студией Polyphony Digital и выпущенной Sony Computer Entertainment эксклюзивно для приставки PlayStation 3. Еще до выхода игры разработчики поведали о ее некоторых значимых новшествах, в частности, в данной части симулятора задействованы новая физическая модель, модель шин, подвески, аэродинамики и т.д.
Усовершенствовать реалистичность игровой механики помогло сотрудничество с известными компаниями, занимающимися производством технических элементов и автомобильных комплектующих: известный производитель шин Yokohama Rubber напрямую работает с разработчиками над физикой поведения покрышек, а немецкие специалисты из KW Automotive помогают точно смоделировать работу амортизаторов.
В игре останутся все автомобили из предыдущей Gran Turismo 5, включая из платных DLC, и при этом добавятся новые, ранее не представленные в серии: Alfa Romeo TZ3 Stradale, Alpine A110 1600S, Audi R8 LMS Ultra, Audi Sport quattro S1 Rally Car, BMW Z4 GT3, Chevrolet Corvette Stingray C7, Ferrari Dino 246 GT, KTM X-BOW R, Light Car Company Rocket, Mercedes-Benz SLS AMG GT3, Nissan DeltaWing, Nissan GT-R NISMO GT3, Tesla Motors Model S. Правда, общий список новых автомобилей в GT6 может оказаться несколько больше — данные приведены на основании предрелизной информации. Из новых трасс заявлены Gemasolar, Willow Springs International Raceway, Matterhorn, Brands Hatch. Кроме того, в игре будет задействован трек, используемый для показательных заездов на различной гоночной технике во время ежегодного мероприятия Goodwood Festival of Speed. Также в серию возвращается трасса Apricot Hill Raceway, которая не была задействована в предыдущей части.
В целом в Gran Turismo 6 будут представлены 71 конфигурация от 33 различных треков и 1200 автомобилей.
У игры появится несколько особых изданий, включая Anniversairy Edition. В случае предзаказа игрок получает дополнительные комплекты игрового контента: автомобили в специальных расцветках, эксклюзивные и необычные краски, особая экипировка и т.д. Позже игра будет портирована на консоль нового поколения PlayStation 4.
Культурный контекст
Gran Turismo в последнее время стал больше, чем просто автосимулятор: специально для него крупные автопроизводители и гениальные конструкторы Формулы-1 проектируют новые концепт-кары, лучшие игроки получают шанс стать настоящими гонщиками, а совсем недавно в честь создателя серии даже назвали улицу в испанском городе Ронда.
Все это удивляет уже само по себе, даже не считая того, что масштаб самого проекта неизменно поражает воображение. Gran Turismo — мечта любого, кто грезит машинами и жизни не мыслит без скорости. Основатель серии — Кадзунори Ямаути, по сути, сам такой и в своем творении разгулялся по полной: если и есть на свете игра, способная привить человеку любовь к машинам и научить его водить, то это Gran Turismo.
Отличий от предшественницы у игры, правда, немного. На этом фоне даже обвинения в консерватизме в адрес авторов Need for Speed смотрятся несколько странно, ведь шестая часть одной ногой по-прежнему где-то в 90-х (второй при этом шагнув далеко вперед). Gran Turismo 6 — почти та же игра, что и несколько лет назад, ровно с теми же изъянами и достоинствами.
ЭТО ВАЖНО: одно из самых интригующих нововведений — так называемый фестиваль Vision GT, приуроченный к пятнадцатилетию серии. Суть в том, что около тридцати известных компаний разработали концепт-кары. специально для игры. Пока покататься дают только на Mercedes-Benz AMG Vision Gran Turismo, но со временем добавятся еще несколько десятков моделей. Вид у них очень футуристичный, но сам факт такого внимания со стороны автопроизводителей впечатляет.
Если вы бывали на виртуальных трассах Gran Turismo 5, то здесь почувствуете себя как дома. Вас, как и в прошлый раз, в хорошем смысле удивят вступительным роликом под музыку Рахманинова, расстроят не самым удобным интерфейсом (хотя он заметно улучшился!) и не всегда приятным саундтреком. Да и сам процесс за годы почти не изменился.
На нас все так же вываливают кучу соревнований, от картинга до заездов на тюнингованных монстрах, а наша задача — побеждать в них (прерываясь лишь на особые задания), получать лицензии, открывающие доступ к новым гонкам, и посещать разнообразные мероприятия вроде знаменитого фестиваля скорости в Гудвуде.
Даже трассы и автомобили по большей части те же. Новинок, конечно, хватает: тут вам и легендарный Сильверстоун, и Брэндс-Хэтч, и потрясающая Маунт-Панорама, и порядка ста двадцати новехоньких авто. Но на фоне того количества контента, которое досталось игре в наследство от предыдущих частей, они попросту теряются.
ЭТО ВАЖНО: ни в коем случае не стоит забывать, что все прелести управления автомобилем в Gran Turismo в полной мере ощутят лишь обладатели качественных рулей. Те, кто рискнет начать прохождение с геймпадами в руках, конечно, смогут вполне успешно и с удовольствием выступать, но все же это совсем не то. Управлять какой-нибудь BMW M3, конечно, не помешает, но вот выжать все из более мощного спорткара уже будет труднее.
Впрочем, по-настоящему изменения ощущаешь лишь оказавшись за рулем. Gran Turismo всегда была в первую очередь о вождении: именно в этом аспекте она ближе всего подбиралась к реальности, а некоторые игроки, совладав с управлением виртуальными автомобилями, без особых проблем пересаживались и за настоящие. И в этот раз физика, как бы банально это ни звучало, стала еще реалистичнее и живее.
Японцы воплотили в жизнь новую модель поведения шин и подвески и совершенно иначе подошли к аэродинамике. Если раньше и оставались намеки на «рельсовость» или отсутствие реализма, то теперь от них избавились окончательно. По крайней мере, большинство игроков, опробовав новую модель, возвращаться к пятой части желанием не горят. И мы в их числе.
Другое дело, что, распыляя внимание на всякие откровенно лишние вещи (это мы не о физике, если что), Polyphony Digital зачастую забывают о моментах важных и куда более приземленных. Gran Turismo 6 — это по-прежнему чересчур большая игра, которой в некоторых аспектах критически не хватает лоска.
О многом из того, что есть здесь (вроде расположения звезд на небе), другие разработчики даже не задумывались, но немало аспектов при этом сделано не на должном уровне. Вопрос: зачем нужны всякие заезды на луноходах (да-да, тут теперь и такое есть!), когда неплохо было бы решить более насущные проблемы, вроде глупого и скучного ИИ или далекой от идеала системы повреждений?
ЭТО ВАЖНО: прежде чем ругать игру за недостаток нововведений, стоит учесть, что разработчики планируют регулярно ее обновлять. Причем совершенно бесплатно. Так, например, вскоре появятся уже знакомый поклонникам режим B-spec, полноценный редактор трасс, телеметрия и даже. возможность покататься в обличье самого Айртона Сенны.
Никуда не делись даже те несколько сотен автомобилей, которые почти без изменений перекочевали прямиком из самых первых частей. Сейчас, когда стартовали консоли нового поколения, мутные текстуры и полное отсутствие салона (внутри машин просто черным-черно) производят дикое впечатление.
Со всем этим, конечно, можно и даже нужно смириться, но грустно сознавать, что игра стала бы намного интереснее, исправь ее разработчики хотя бы часть из того, на что мы указали.
Впрочем, все это не мешает серии оставаться самой значимой гонкой на свете. И даже не потому, что езда в ней сделана в высшей степени реалистично, а трассы перенесены со всеми потрохами, вплоть до мелких кочек, — просто одного взгляда на нее хватает, чтобы оценить количество вложенных сил и буквально ручную выделку. Gran Turismo 6 — игра, созданная подлинными автомобильными маньяками, с душой и от чистого сердца. И хотя далеким от темы игрокам она может и не понравиться — это не страшно. Свои миллионы она рано или поздно все равно отобьет.
Gran Turismo 6 — это, главным образом, симулятор автомобилей. Именно автомобилей. Дистиллированный и возведенный в абсолют. Машины, любовь и фанатический интерес к ним здесь играют главную роль. При создании игры заботились в первую очередь не о драйве и возможности чувствовать себя рыцарем дороги, поэтому сперва может показаться, что симулятором она стремится быть даже больше, чем игрой. Но и то и другое у нее выходит блестяще. Gran Turismo культивирует искреннее и глубокое увлечение автомобилями. Возможность по шестеренкам перебрать коробку передач, срезать лишние секунды со своего лучшего круга, приобретя жесткую подвеску, новый привод 15/85 и сместив баланс тормозов на переднюю ось — эти возможности с огромным трепетом воссозданы в игре и играют в ней важную роль, однако никак не загромождают игровой процесс. Просто каждая машина в Gran Turismo 6 чувствуется по-своему и поведением совсем не похожа на любую другую. Чтобы почувствовать разницу не обязательно пересаживаться с японской малолитражки за руль Bugatti Veyron.
Игра открывается красивым роликом, в котором под музыку Рахманинова перед нами предстает наследие Айртона Сенны — легендарного автогонщика и трехкратного чемпиона Формулы-1, скоропостижно скончавшегося вследствие несчастного случая на гоночном треке в 1994 (кстати, 21 числа Сенне исполнилось бы 54 года, внимательные в этот день могли наблюдать на главной странице Google задник, посвященный дню рождения великого гонщика). После ролика и свободного заезда, в котором новичкам поясняются мелочи, полезные при вождении, открывается режим карьеры, состоящий из шести классов автогонок, разделённых по уровню престижности: от простых заездов до крупных международных соревнований. Чтобы перейти в следующий класс, требуется сдать гоночные тесты и получить соответствующую лицензию. К счастью, нам не дают заскучать за этим занятием: по мере того, как к обычным гонкам успеваешь привыкнуть, тут же предлагают отдохнуть и заняться чем-нибудь менее серьезным. Скоростным сбиванием конусов, например — после курсов автошколы это наконец-то делать можно. В другой раз могут подогнать автомобиль, специально сконфигурированный под дрифт, и заставить, не щадя ручника, с точностью до миллиметра пронестись боком через серию крутых поворотов или предложат проехать максимально большое расстояние на литре топлива. А про пресловутую миссию на луне наверное невозможно не упомянуть: в перерыве между чемпионатами и заездами по самым экзотическим трассам мира нам вдруг предлагают взять под свой контроль луноход, нелепо налетаться вдоль пустынной глади, наворачиваясь с мелких кочек и вновь попробовать в срок управиться с конусами, на этот раз в условиях непривычно низкой гравитации. Все эти необязательные занятия на самом деле здесь очень к месту и являются во многом показательным фактором: в то время, как Gran Turismo 6 является предельно аутентичной гонкой и не расстается с неизменной плашкой «The Real Driving Simulator», она не становится надменной по отношению к игроку, а продолжает быть понятной и доступной для каждого, как и задумывал Ямаути.
Компенсировать мертвый ИИ должен сетевой режим. Здесь игра уже не дает никаких поблажек, а соревноваться предстоит с живыми людьми. К сожалению, мультиплеер представлен в достаточно сыром виде и лишён доли организованности. Пока что доступны два режима: события с моноклассовыми заездами, открытые на ограниченное время и предлагающие побороться за хорошее вознаграждение, а также режим свободного лобби. Последний состоит из множества комнат с разными настройками, что поначалу несколько мешает. Это неудобно, и найти подходящую игру можно с трудом. Однако при должной организации, которая не должна составлять больших проблем в наш век социальных технологий, это место представляет собой площадку, о которой может только мечтать любой киберспортсмен в поисках достойного вызова в мире гонок. Если вы вдруг захотите попробовать себя в многочасовой гонке на выносливость в любых условиях: под дождем, снегом, с метражом, покрывающим десятки кругов, без условностей вроде бесконечного бензина, желаете испытать свои 24 часа Ле-Мана (в одиночном режиме дают только 24 минуты) — не сомневайтесь, здесь будут проводиться такие испытания. В дальнейшем сетевой режим будет продолжать развиваться, и в нем есть огромный потенциал. В том числе запустится нашумевший проект GT academy, из которого получилась собственная кузница кадров для профессиональных гоночных соревнований.
Помимо неинтересного ИИ в игре есть и другие недостатки. Игровым дизайном оправдано появление необходимости в пит-стопах лишь на пятнадцатом часу игрового процесса, однако по неизвестной причине авторы решили полностью убрать механические повреждения из одиночной части игры. Gran Turismo 6 стремится предоставить настоящий опыт вождения, а не ввести в привычку улетать в каждое дерево с обочины. Несмотря на это, система повреждений осталась лишь в качестве опции для сетевого режима. На протяжении продвижения по карьере, нам предстоит довольствоваться вмятинами на кузове да дорожной пылью. Показать, что вылетов с трассы стоит избегать, почему-то не захотели, хотя условного «автомобиль едет немножко по-другому», даже после лобового столкновения с бетонным ограждением на скорости в 350 километров в час, было бы достаточно. Однако не чувствуя этой опасности так и продолжаешь безнаказанно влетать в углы, вместо того, чтобы бороться за них, а автомобили компьютерных соперников являются желанным трамплином для входа в крутые повороты. Кажется, в Need for Speed это было нормально. В то же время, пенальти за срезание крупных кусков трасс внезапно появляются только после получения последней лицензии — мол, все время до этого, на соревнованиях международного класса, пройти половину круга или неудобный поворот в 180 градусов напрямую, со всей скорости по траве и грунту — это вроде как нормально было.
Однако Gran Turismo 6 не так легко поддается критике. В ее полном масштабе все найденные досадные недостатки и странности с лихвой покрываются, ну а их поиск, является делом не самым благодарным. Все равно что чтение морали мышам. Успешно существуя на протяжении уже более пятнадцати лет, серия давно доказала свою самодостаточность и состоятельность. Возможно, она местами слишком консервативна и упряма, но ее новая глава показывает, что формула всё ещё работает. Игра зачаровывает своей красотой и приводит в восторг. Она дарит незабываемые ощущения, позволяет обуздать мощнейшие, исполненные со вниманием к мельчайшим деталям спорткары, прокатиться на них по сложнейшим и известнейшим трекам мира, поучаствовать в картинге и гонке на болидах, спуститься по полному крутых склонов лесному шоссе, наблюдая, наверное, самый красивый закат, пронестись под усеянным звездами ночным небом пустыни, разбирая в свете фар начало поворота. Восхищение в немалой степени поддерживается красотой игры, которую не портят даже мелкие графические недочеты: мелькающие в периферии спрайтовые зрители и некоторые несколько уступающие в качестве визуального исполнения автомобили (по всей видимости, наследие прежних частей). Возможность поучаствовать в Гудвудском фестивале, преодолеть трек, управляя именитой классикой и фантастическими прототипами, сравнить, как каждый автомобиль будет вести себя на отрезке, адаптироваться под их индивидуальное поведение. В такие моменты Gran Turismo 6 кажется лучшей игрой на свете. Она заставляет проходить раз за разом сложные участки, оттачивая координацию с автомобилем, вынуждает искать места, в которых можно сэкономить еще одну долю секунды, показывает, как сотни килограммов мертвого металла и необузданную мощь двигателя превратить в грациозную скорость. Самое главное, что это безумно интересно.
В игре прекрасно реализована динамическая смена времени суток и погоды. Внезапно начавшийся посреди гонки дождь полностью меняет поведение автомобилей на дорожном полотне и вынуждает заменить уже порядком истертые шины на более подходящие под изменившиеся погодные условия. После этого остается молиться, что трасса не начнет высыхать через полкруга. Солнце, уходящее за горизонт прямо на глазах, уступает место непроглядной тьме, чем вызывает огромный восторг. Наверняка эти эффекты являются предметом отдельной гордости для команды Кадзунори Ямаути, однако их не стремятся впихнуть в каждую гонку, здраво помня, что игра не совсем об этом. Но если честно, очень жаль. Соревноваться с не очень умными соперниками гораздо приятнее на фоне потрясающего заката.
Отдельно хочется отметить новый проект под маркой серии — GT vision. Здесь ведущие мировые производители автомобилей представляют концепты идей, воплощающие их видение бескомпромиссной машины мечты. Футуристические прототипы, разработанные в сотрудничестве с ведущими специалистами, будут появляться в игре, и за некоторую сумму станут доступны для собственного пользования. Пока в парке GT vision доступен лишь один автомобиль — Mercedes-Benz AMG, который дают совершенно бесплатно. Не просто красивый, но и очень полезный подарок, кстати.
Достижение платинового кубка в Gran Turismo 6 сделано увлекательным и умеренно сложным. Если вы загоритесь желанием взять в игре платину, то это у вас получится. Не без проблем, конечно — чтобы взять золото во всех квалификациях, придется хорошо постараться. Но главное, что здесь это очень интересно. Для получения главного кубка нет условий, которые могут начать раздражать или заставят заниматься монотонным повторением. Разве что, вас кто-то заставит этим заниматься. Под страхом смерти вашего кота, например. Хотя ветераны серии, сумевшие в свое время добиться платины в Gran Turismo 5 и по праву гордящиеся этим, скорее всего будут недовольны. Такого вызова, какой присутствовал в пятой части игры здесь нет.