Что такое манипулятор мышь

Что такое манипулятор мышь

Всем привет! Тема сегодняшнего поста – для самых неопытных «чайников», которые только начинают знакомство с персональным компьютером. Вы получите базовые знания о том, что такое компьютерная мышь и для чего служит этот девайс.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Определение в информатике

Если излагать сухим научным языком, манипулятор мышь, это координатное устройство, управляющее курсором и указывающее компьютеру различные команды. Перемещение курсора осуществляется, благодаря перемещению устройства по рабочей плоскости – столешнице или специальному коврику.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Команды отдаются посредством активации кнопок, которых обычно несколько, а в некоторых моделях до десятка.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

На вопрос, устройство ввода или вывода, ответ однозначный – устройство ввода информации. Как называется правильно это устройство – манипулятор типа «мышь».

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Логично предположить, что существуют и другие типы манипуляторов. Да они есть, но не получили такого широкого распространения. Исключение – игровые манипуляторы: рули, джойстики и геймпады.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Для чего нужна мышка

Девайс получил большую популярность, благодаря повсеместному применению графического интерфейса по типу «окон». Ошибочно полагать, что это прерогатива операционной системы Windows – «форточки используются» и в MacOS, и на большинстве Unix-систем.Большинство действий в самой ОС и установленных программах можно выполнять с помощью мышки: запускать приложения, закрывать их, сворачивать окна, перемещать объекты, прокручивать страницы и т.д.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Принцип действия мышки

Большинство современных мышек оборудованы оптическим или лазерным сенсором. Он с определенной частотой фотографирует рабочую поверхность, которая всегда имеет микроскопические шероховатости. Используются принципы модуляции или демодуляции: процессор постоянно опрашивает мышь.

p, blockquote 7,0,1,0,0 —>

А если сенсор фиксирует изменение положения, подается команда на перемещение курсора. Скорость его перемещения можно изменить в настройках операционной системы, для более удобного использования устройства. Детальнее об этом читайте в публикации «как устроена компьютерная мышь» (уже на блоге).

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Функции кнопок

У современной компьютерной мыши для платформы PC обязательно наличие правой и левой кнопок. «Яблочники» традиционно пользуются однокнопочными манипуляторами, но там и архитектура ОС немного отличается. Также все современные мышки оборудованы колесиком, при нажатии на которое активируется еще одна кнопка.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Основные манипуляции с кнопками:

Часто встречаются оптические мышки с дополнительной кнопкой над колесиком. Она служит для изменения DPI, то есть чувствительности сенсора, что влияет на скорость движения курсора.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Для чего предназначена мышка в играх

Современный компьютер – не только универсальный рабочий инструмент, но и самая популярная сегодня игровая платформа. Неудивительно, что современные игры «заточены» под использование мышки.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Более того, принципы управления в играх разных жанров давно унифицированы и мало отличаются. Типичное назначение мышки в различных играх:

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Шутеры (Crysis, Far Cry, Metro). Движение мышью – перемещение прицела. Левая кнопка – выстрел, правая – дополнительное действие. Прокрутка колесика – смена используемого оружия.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

РПГ (Ведьмак, The Elder Scrolls, World of Warcraft). Перемещение мыши – вращение камеры. Левая кнопка – применение основного оружия. Остальные элементы – в зависимости от игры.

p, blockquote 14,1,0,0,0 —>

Изометрические игры (MOBA и РПГ). Перемещение мыши – управление курсором. Левая кнопка-движение персонажа/применение основного навыка. Правая кнопка ‑дополнительный навык.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Стратегии (Warcraft, Starcraft, Civilization). Перемещение мышки – движение камеры над полем боя. Левая кнопка – выбрать отряд / отправить в определенную точку / дать команду.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Логические игры (Luxor, Zuma, 3‑в ряд). Движение мышью – перемещение курсора. Клик левой кнопкой – активация выбранного объекта.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Конечно, это описание неполное: жанров существует несколько десятков, просто я выбрал наиболее популярные. В многопользовательских играх управление мало отличается: набравшись опыта в одной игре, будет проще осваивать другие проекты подобного жанра.Отдельно хочу отметить, что мышки геймерского типа, как правило, оборудованы дополнительными кнопками – как минимум, еще двумя. Также создано множество моделей с программируемыми кнопками, количество которых может достигать десятка.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

На них можно переназначить основные действия, чтобы не искать команды на клавиатуре, или же запрограммировать на выполнение скрипта – набора предварительно записанных команд. Это помогает автоматизировать многие рутинные действия, которые часто приходится выполнять в играх, особенно многопользовательских РПГ.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Интересные факты о мышке

Идея создания этого девайса появилась у американского изобретателя Дугласа Энгельбарта еще в 1951 году. Воплощение она обрела десятком лет позже. Представлен первый работоспособный прототип был на конференции в Сан-Франциско в 1968 году, а патент на устройство выдан спустя два года.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Уже тогда мышка была предназначена для перемещения курсора, однако ее вид сильно отличался от современных. Весил девайс почти килограмм, так как корпус его был деревянным. Для фиксации движений использовались массивные продольный и поперечный ролики.

p, blockquote 21,0,0,1,0 —>

Несмотря на такой немного нелепый вид, устройство произвело настоящий фурор в комплексе с другими представленными наработками: совместной работой надо одним документом, использованием гипертекстовой разметки и проведение видеоконференции.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

И, хотя первые серийные образцы стоили дорого и были востребованы в узком кругу американских IT-шников, массовый выпуск компьютеров «Макинтош» компанией Apple способствовал популяризации девайса – сначала в Америке, а позже и по всему миру.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Сегодня сложно представить компьютер, использующий другой тип манипуляторов – выполняя функции, для которых она предназначена, мышка крайне проста в использовании. Освоить ее может и трехлетний ребенок, и глубокий старик, впервые увидевший компьютер.

Есть все основания предполагать, что в ближайшие пару десятилетий, вряд ли что изменится в архитектуре компьютеров. Если все работает идеально, зачем что-то менять, верно?

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Также, на смежную тему для вас могут оказаться полезными статьи «Что такое мембранная клавиатура» и «Основные характеристики клавиатуры». Буду признателен всем, кто расшарит этот пост в социальных сетях. До завтра!

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

p, blockquote 27,0,0,0,0 —> p, blockquote 28,0,0,0,1 —>

В процессе «эволюции» компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели датчики перемещения.

Прямой привод

Изначальная конструкция датчика перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году, состояла из двух перпендикулярных колес, выступающих из корпуса устройства. При перемещении мыши колеса крутились каждое в своем измерении.

Такая конструкция имела много недостатков и довольно скоро была заменена на мышь с шаровым приводом.

Шаровой привод

В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики, преобразующие эти движения в электрические сигналы.

Основной недостаток шарового привода — загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Существовало два варианта датчиков для шарового привода.

Контактные датчики

Контактный датчик представляет из себя текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой датчик достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.

Основными недостатками контактных датчиков является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем все мыши перешли на бесконтактные оптопарные датчики.

Читайте также:  Игры про корабли для слабых пк

Оптопарные (оптомеханические) датчики

Оптронный датчик состоит из двойной оптопары — светодиода и двух фотодиодов (обычно — инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши.

Второй фотодиод, смещённый на некоторый угол или имеющий на диске датчика смещённую систему отверстий/прорезей, служит для определения направления вращения диска (свет на нём появляется/исчезает раньше или позже, чем на первом, в зависимости от направления вращения).

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.

Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью — светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство — они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок).

Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) — датчик неуверено воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

В СССР оптические мыши первого поколения, как правило, встречались только в зарубежных специализированных вычислительных комплексах.

Оптические мыши второго поколения

Оптические мыши второго поколения сделаны на базе микросхемы, содержащей фотосенсор и процессор обработки изображения. Удешевление и миниатюризация компьютерной техники позволили уместить всё это в одном элементе за доступную цену. Фотосенсор периодически сканирует участок рабочей поверхности под мышью. При изменении рисунка процессор определяет, в какую сторону и на какое расстояние сместилась мышь. Сканируемый участок подсвечивается светодиодом (обычно — красного цвета) под косым углом.

Предполагалось, что такой датчик позволит оптической мыши работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, абсолютно неадекватным реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием.

Отдельные модели также склонны к детектированию мелких движений при нахождении мыши в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.

Датчики второго поколения постепенно совершенствуются, и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования датчиков, некоторые модели оборудуются двумя датчиками перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, оргстеклянных и зеркальных поверхностях (на которых не работают другие мыши).

Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Лазерные мыши

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер.

О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

  • более высоких надёжности и разрешении;
  • успешной работе на стеклянных и зеркальных поверхностях (недоступных оптическим мышам);
  • отсутствии сколько-нибудь заметного свечения;
  • низком энергопотреблении.

Индукционные мыши

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета, или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, но работающий по несколько иному принципу.

Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши.

Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).

Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Инерционные мыши

Инерционные мыши используют акселерометры для определения движений мыши по каждой из осей. Обычно инерционные мыши являются беспроводными и имеют выключатель для отключения детектора движений, для перемещения мыши без влияния на указатель.

Патент на инерционную мышь утверждает, что такие мыши имеют меньшее энергопотребление, чем оптические, обладают лучшей чувствительностью, меньшим весом и более просты в использовании.

Гироскопические мыши

Мышь, оснащённая гироскопом, распознаёт движение не только на поверхности, но и в пространстве: её можно взять со стола и управлять движением кисти в воздухе.

Мыши с MEMS-датчиками

Мышь, использующая MEMS (микроэлектромеханические системы) для отслеживания движения, также способна работать в пространстве. Вместе с тем, MEMS миниатюрнее гироскопов, поэтому такие мыши легче и меньше. На сегодняшний день единственным серийным образцом мышей с микроэлектромеханическими датчиками является Logitech MX Air™.

Кнопки

Кнопки — основные элементы управления мыши, служащие для выполнения основных манипуляций: выбора объекта (нажатиями), активного перемещения (то есть перемещения с нажатой кнопкой, для рисования или обозначения начала и конца отрезка на экране, который может трактоваться как диагональ прямоугольника, диаметр окружности, исходная и конечная точка при перемещении объекта, выделении текста и т. п.).

Количество кнопок на мыши ограничивает концепция их использования вслепую аналогично клавишам аккордной клавиатуры. Однако, в отличие от аккордной клавиатуры, которая может безболезненно использовать пять клавиш (по одной на каждый палец), мышь ещё необходимо перемещать тремя (большой, безымянный и мизинец) или двумя (большой и мизинец) пальцами. Таким образом, можно сделать две или три полноценные кнопки для использования параллельно с перемещением мыши по столу — под указательный, средний и безымянный пальцы (для трех кнопок). Крайние кнопки называют по положению — левая (под указательный палец правши), правая и средняя, для трёхкнопочной мыши.

Долгое время двух- и трёхкнопочные концепции противостояли друг другу. Двухкнопочные мыши поначалу лидировали, так как на их стороне, кроме простоты (три кнопки проще перепутать), удобства и отсутствия излишеств, было программное обеспечение, которое едва загружало две кнопки. Но, несмотря ни на что, трёхкнопочные мыши никогда не прекращали продаваться, пока противостоянию не пришёл конец.

Дополнительные кнопки

Производители постоянно стараются добавить на топовые модели дополнительные кнопки, чаще всего — кнопки под большой или указательный и реже — под средний палец. Некоторые кнопки служат для внутренней настройки мыши (например, для изменения чувствительности) или двойные-тройные щелчки (для программ и игр), на другие — в драйвере и/или специальной утилитой назначаются некоторые системные функции, например:

  • горизонтальная прокрутка;
  • двойное нажатие (double click);
  • навигация в браузерах и файловых менеджерах;
  • управление уровнем громкости и воспроизведением аудио- и видеоклипов;
  • запуск приложений;
  • и т. п.

Другие элементы управления

Большинство элементов, не являющихся кнопками, служат для прокрутки (скроллинга) контента (веб-страница, документ, список, листбокс и т. п.) в окнах приложений и других элементах интерфейса (например, «ползунках»). Среди них можно выделить несколько конструктивов.

Читайте также:  Войти в гис через госуслуги

Колёса и потенциометры

Колёса и потенциометры — диски, выступающие из корпуса, доступные для вращения. Потенциометры, в отличие от колёс, имеют крайние положения.

Наличие одного колеса между кнопками (или «скролла»; для вертикальной прокрутки) на сегодняшний день является стандартом де-факто. Такое колесо может отсутствовать у концептуальных моделей, имеющих для прокрутки иные конструктивы.

Также колёса и потенциометры могут быть использованы для регулировки, например, громкости.

Миниджойстик

Миниджойстик — плечо с двумя кнопками, исключающее одновременное нажатие обеих кнопок (или сдвоенное под прямым углом плечо, ориентированное в четырёх основных направлениях). Плечо может иметь центральный рычажок или, наоборот, центральное углубление (аналогично джойстикам игровых пультов). Изредка встречаются миниджойстики с потенциометром.

Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.

Трекболы

Трекбол — шарик, вращающийся в любом направлении. Движения шарика снимаются механическим (как в механической мыши) или оптическим способом (применяемым в современных трекболах).

Трекбол можно рассматривать как двухмерное колесо прокрутки. Аналогично джойстику, трекбол может быть использован для альтернативного перемещения указателя.

Сенсорные полоски и панели

Сенсорные полоски и панели — элементы, определяющие перемещение пальца по поверхности точно так же, как тачпад. Полоски определяют движение в одном измерении, панели — в двух.

Сенсорные полоски и панели аналогичны колесам и трекболам без движущихся частей.

Гибридные элементы управления

Гибридные элементы управления объединяют в себе несколько принципов.

Колёса, джойстики и трекболы могут включать в себя кнопку, срабатывающую при прямом нажатии на элемент управления. Так, стандартное колесо прокрутки одновременно является средней кнопкой мыши.

Колесо может иметь элементы джойстика — свободу наклона по оси вращения. Таково качающееся колесо прокрутки (наклон колеса служит для горизонтальной прокрутки), оно одновременно является колесом, джойстиком и кнопкой.

Интерфейсы подключения

Первые мыши подключались к компьютерам адаптера (шинные мыши англ. bus mouse ). В 1990-х годах большинство выпускавшихся мышей имели последовательное подключение.

В компьютере PS/2 фирма порт с разъемом mini-DIN, точно таким же, как и для клавиатуры. Позднее разъёмы клавиатуры и мыши типа PS/2 были включены в современный стандарт материнских плат x86 — ATX. Такие мыши лидировали в продаже в период 2001—2007 гг. и используются до сих пор, постепенно уступая свои позиции интерфейсу Apple.

Последовательная мышь питается от провода DTR («готовность компьютера») разъёма RS-232 и имеет преимущество в виде возможности передавать отсчеты в компьютер с более высокой частотой — частота опроса USB мыши ограничена частотой фреймов шины USB, что для низкоскоростных устройств равна 1 КГц.

Ещё одним интерфейсом, через который можно подключить мышь, является универсальный беспроводной радиоинтерфейс

Беспроводные мыши

Сигнальный провод мыши иногда рассматривается как мешающий и ограничивающий фактор. Этих недостатков лишены беспроводные мыши. Однако беспроводные мыши имеют серьёзную проблему — вместе с сигнальным кабелем они теряют стационарное питание и вынуждены иметь автономное, от аккумуляторов или батарей, которые часто далеки от совершенства.

Другими недостатками беспроводных мышей являются высокие цены, которые, впрочем, имеют тенденцию к снижению, увеличенный вес, не всегда устойчивое соединение и задержки при передаче-преобразовании сигнала.

Аккумуляторы беспроводной мыши могут подзаряжаться как вне мыши, так и внутри неё (точно так же, как аккумуляторы в мобильных телефонах). В последнем случае, мышь должна периодически подсоединяться к стационарному питанию через кабель, док-станцию или площадку для индукционного питания.

Оптическое соединение

Первыми попытками было внедрение инфракрасной связи между мышью и специальным приёмным устройством, которое, в свою очередь, подключалось к порту компьютера.

Оптическая связь на практике проявила крупный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешало работе.

Радиосвязь

Радиосвязь между мышью и приёмным устройством, подключённым к компьютеру, позволила избавиться от недостатков инфракрасной связи.

Изначально для мыши каждый производитель разрабатывал свой собственный метод передачи сигнала. Однако впоследствии для связи стало всё более широко применяться ноутбуки) уже оснащены Bluetooth-адаптером. На данный момент (середина 2008 года) Bluetooth-мыши продаются сравнительно недорого (от 40$).

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти — планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Siemens AG разработал мышь с сенсором-дактилоскопическим сканером для использования в системах управления.

С конца XX-го века все бо́льшую силу набирает производство аксессуаров специально для любителей компьютерных игр. Эта тенденция не обошла стороной и компьютерные мыши. От своих обычных офисных собратьев этот подвид отличается большей чувствительностью (до 5600

Как и всякий элемент компьютера, мышь стала объектом для моддинга.

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций — двойные и тройные щелчки, перетаскивания, жесты, нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой… Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления — многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала.
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (если таковой нет, приходится применять суррогаты мыши наподобие миниджойстиков и тачпадов).
  • Ножки мыши накапливают грязь и служат недолго (по этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах).
  • Рисование мышью практически невозможно из-за особой реакции ОС на движения мыши. Если пользователь не снижает скорость, ОС предполагает, что он хочет далеко отвести мышь и ускоряет движение курсора. Проблема частично решается высокоточной геймерской мышью вкупе с отключенным ускорением; полностью — графическим планшетом.

Способы хвата мыши

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «нос» мыши. Нижняя часть ладони — на столе. Преимущество — точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Нос» мыши в центре ладони. Преимущество — удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «нос» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров.

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват — поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Все знают, что такое компьютерная мышка, но мало кто догадывается, сколько видов и моделей этих компьютерных грызунов существует во всём мире.

реклама

Немного истории

Мышиная история начинается с 9.12.1968 года, именно в этом году, на выставке интерактивных гаджетов, проводимой в Калифорнии, была показана первая компьютерная мышка изобретателя Дугласа Энгельбарта. Кстати, патент на своё революционное творение он официально оформил только в 1970 году.

Читайте также:  Фильм про девочку которую учили убивать

реклама

В далёком 1973 году выходит в продажу новый ПК Xerox Alto. Для управления новым компьютером были разработаны новые модели клавиатуры и мыши.

реклама

Первым ПК, с которым в комплекте шла мышка, был Xerox 8010 Star Information System, выпущенный на рынок в 1981 году.

реклама

В 1983 году фирма Apple разрабатывает свою однокнопочную мышь для нового персонального компьютера Lisa.

реклама

Позднее, уже в 1984 году, Apple представила миру компьютер Macintosh 128k, для которого была разработана мышь Apple Macintosh Mouse M0100, уже по довольно скромной цене в 15$, именно эта мышка довольно быстро стала популярной.

Мышь Apple Macintosh Mouse M0100 для ПК от Apple (Macintosh 128k)

Существовало и небольшое ответвление мышей, по форме напоминавших полусферу, широкого распространения они не получили, но успели войти в историю. Например, полусферическая мышь Telefunken Rollkugel RKS 100-86 увидела свет 2.10.1968 и стала предшественницей первой советской мышки.

Первая немецкая мышь Telefunken Rollkugel RKS 100-86

Позднее, в 1991 году вышла компьютерная мышь, названная «Манипулятор „Колобок“». Она имела тяжёлый металлический шарик, который в то время ещё не покрывался слоем резины.

Этот милый Франкенштейн — первая советская мышка «Колобок» Далее пошли мышки с более эргономичным дизайном и более лёгким резиновым шариком.

Одна из первых яблочных мышей с резиновым шариком

Следующим этапом мышиной эволюции стал 1999 год. Именно тогда появились первые оптические датчики, кардинально изменившие устройство гаджета. Теперь мыши стали значительно легче, быстрее и дешевле, а их шариковые предки ушли в историю.

Пример эргономичной мыши с высоким корпусом и углублением под большой палец правой руки

Именно с появлением оптических мышей происходит условное разделение на домашние, офисные, игровые и специальные. Далее это разделение перейдёт и на лазерные мыши.

Позже появилась вершина эволюции — лазерная мышь. На самом деле лазер представляет из себя более совершенную разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер.

Важный момент: Уже не первый год в продаже есть коврики для оптических мышей. Они представляют из себя коврик с поверхностью из силиконовой плёнки со взвесью блёсток. Это сделано для помощи оптическому сенсору, который гораздо точнее определяет перемещения именно по такой поверхности.

Классификация современных компьютерных мышей по назначению

Домашние компьютерные мыши – обычно самые простые и дешёвые, отличаются низкой стоимостью, минимальным количеством кнопок и одним колесом прокрутки.

Офисные мыши – также простые и дешёвые, но могут иметь уже два колеса прокрутки и дополнительные кнопки, помогающие работе с документами. Могут иметь эргономичный дизайн и программируемые функции.

Игровые мыши – наиболее большой класс «грызунов», начиная от дешёвых моделей с простеньким сенсором и отличающиеся от домашних немного большим размером и вычурным дизайном. И заканчивая топовыми решениями, стоимостью в несколько тысяч рублей и используемые профессиональными киберспортсменами. Обычно отличаются высокой стоимостью, очень точным сенсором, максимальным числом программируемых кнопок, одним колесом прокрутки. Обычно для игровых мышей есть возможность написания собственных макросов – программ, позволяющих по щелчку на определённую кнопку мышки запускать целую серию команд. На практике их используют довольно редко и данную функцию применяют в основном в маркетинговых целях.

Также у многих игровых мышей есть подсветка и клавиша переключения DPI (изменяется чувствительность сенсора). При этом в каждом режиме колесо прокрутки будет светиться определённым цветом. Более бюджетные модели предлагают переключение DPI без цветовой индикации.

Специальные мыши – наиболее редкий вид мышей, которые могут быть как недорогими, так и иметь внушительный ценник. Их отличает высокая точность сенсора и зачастую наличие трекбола, двух колёс прокрутки, программируемых кнопок. Используются в работе дизайнерами, конструкторами, архитекторами, фотографами.

Важный момент: Все виды мышей бывают проводными и беспроводными. Беспроводных представителей меньше всего в игровом сегменте, поскольку сама технология увеличивает время отклика, что критично для большинства игроков.

Виды хвата игровых мышей

Существует три основных хвата игровых мышей:

Ладонный – наиболее популярен и позволяет максимально расслабить руку, но при таком виде хвата вы получаете минимальную точность движений.

Промежуточный, он же Коготь – обеспечивает максимальную точность и популярен у киберспортсменов.

Пальцевый – самый редкий вид хвата, поскольку рука быстро устаёт, и мышка не фиксируется ладонью, как при Когте, поэтому точность движений у него средняя.

Расположение пальцев и ладоней при каждом виде хвата

Для большей наглядности приведу видео, поясняющее преимущества и недостатки каждого их видов хвата.

В данном случае лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Также приведу научный подход к этому вопросу, со сравнением площади соприкосновения руки с мышью и высоты самих мышей.

Популярность каждого из видов хвата и высота корпуса мыши под каждый хват

Личный опыт

Что касается меня, то я комбинирую Ладонный и Промежуточный (Когтевой) хваты. Если смотрю видео или занимаюсь сёрфингом в интернете (просмотр новостей, общение в социальных сетях и т.д.), то использую Ладонный хват, как наиболее расслабленный.

А для игр, рисования или обработки фотографий, уже оптимален Когтевой хват, обладающий максимальной точностью перемещения курсора.

Общая информация

Также существуют мыши для ноутбуков, их отличают небольшой размер и короткий, либо регулируемый по длине шнур. Такие манипуляторы часто подходят в качестве первой мышки детям, поскольку хорошо ложатся в их маленькую ладошку.

Рассмотрим наиболее редких представителей «мышиного племени»:

Сенсорные мыши, которые первыми начала выпускать Apple. У них отсутствуют кнопки, колесо прокрутки и провод, продаваться стали всего несколько лет назад. Отличаются красивым футуристическим дизайном и компактностью, оснащены сенсорным тачпадом, позволяющим управлять компьютером при помощи различных жестов.

Пример стильной сенсорной мыши

Трекбол выглядит как крупный выпуклый шарик с гладкой матовой поверхностью. Вращение шарика приводит к перемещению курсора по экрану. Сама же мышь в это время остаётся на месте. Основное преимущество трекбола: для работы ему требуется гораздо меньше места, чем обычной компьютерной мыши, а также нет необходимости в коврике для мыши. Также трекбол выигрывает по показателю эргономичности. По результатам исследований, рука пользователя значительно слабеет от усталости примерно после нескольких часов активного использования мышкой. А тестовая группа, использующая трекбол, такой усталости уже не испытывала.

Трекбол — позволят снизить утомляемость при долгой работе

Индукционные мыши трудятся за счет применения индукционной энергии. Единственным ограничением этой технологии стала необходимость применения специального индукционного коврика, через который и шёл обмен данными с манипулятором. Индукционные мыши отличаются высокой точностью, но при этом довольно не практичные и имеют завышенный ценник.

Пример индукционной мыши — максимальная точность при высоком ценнике

Гироскопические мыши — новейшее поколение гаджетов, которые в результате стремительного прогресса научились распознавать своё перемещение в трёхмерном пространстве, теперь необходимость в столе и вовсе отпала.

Некоторые мыши обладают ударопрочным корпусом и защитой от влаги. Обычно это игровые или профессиональные модели. Например, если нужно работать в цехе с гравировальным станком, где может быть повышенная влажность и высокое содержание пыли или стружки в воздухе.

Пример гироскопической мыши — гибрида мыши, пульта от телевизора и джойстика игровой консоли

Ещё есть мыши под правую и левую руку, вторые встречаются довольно редко. Офисные и домашние модели обычно универсальные с симметричным расположением кнопок. Игровые и профессиональные адаптированы под определённую руку, например, имеют специальные выемки под большой палец и мизинец.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector