Смысложизненные ориентации в период зрелости

Смысложизненные ориентации в период зрелости

Смысложизненные ориентации личности формируются и претерпевают изменения на протяжении всего жизненного пути в зависимости от социальных условий и развития человеком своего внутреннего мира и интеллектуальных возможностей. Смысложизненные ориентации определяют центральную позицию личности, которая в процессе формирования на всех возрастных этапах, придает смысл собственному существованию человека и является одной из главных духовных потребностей в любом возрасте. Осознание человеком своего места в обществе, уникальное видение мира, интересы и представления о реализации целей являются основополагающими при создании гармонического целого отношения к миру. Синтез этих составляющих формируют смысл жизни человека, который направляет затем, весь ход истории жизненного пути. Смысл доступен любому человеку вне зависимости от пола и характера.

На ценностно-смысловую сферу личности в каждом возрастном периоде жизни оказывают влияние не только события настоящего времени, и обстоятельства сложившиеся в нем, но и в значительной мере важен ход развития личности на предыдущих этапах. Важнейшей задачей на пути к становлению внутренних содержательных смыслов является благополучное разрешение онтогенетических кризисов в процессе жизненного пути человека.

Г.А. Вайзер, в своих работах затрагивает интереснейшие феномены относительно развития смысла жизни на возрастных этапах человека. При экспериментальном исследовании, автор получила данные о том, что периоды взросления и старости человека в современном мире характеризуются наличием «двойного» кризиса, возрастным и социальным, которые взаимодействуют и накладываются друг в друга. Каждый возрастной период вносит свой вклад в развитие смысла жизни, смысложизненных ориентаций и ценностных ориентиров. Следует отметить, что детство не является временем активного поиска, но тем не менее это период подготовки психологического фундамента, который последствии станет основой для развития смысла жизни. Подростковый возраст – время, когда происходит реформа всех прежних смыслов и выбор новых, переоценка настоящего и прошлого. Формирование дальнейшего характера «смыслостроительства», ценностей и ориентиров в жизни человека. Юность – период активного поиска оптимального смысла жизни, который осложняется одним парадоксальным обстоятельством: выбор центральной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а социальные институты не достаточно готовят молодого человека к важнейшему шагу в своей жизни – выбору смысложизненных и ценностных ориентаций в жизни. Зрелость – период стабилизации личности, период, когда накоплен значительный опыт и, вместе с тем, сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Линия направленности смысложизненных ориентаций, в этом периоде жизни обусловлена развитием этого феномена на предыдущих возрастных этапах. Старость – этап, которому присущи особые уникальные черты, не характерные для других возрастов. Период, открывающий процессы инволюции, которые начинают преобладать в жизнедеятельности человека. С этим периодом связаны значительные изменения в психической деятельности пожилого человека, которые отражаются на снижении самооценки, в первую очередь. На предыдущих этапах онтогенеза, человек чувствует и стремится к развитию, что дает чувство «приобретения», в старости же наоборот, преобладающей тенденцией становится чувство «потери».

По мнению отечественного психолога, В.Э. Чудновского, в этой связи можно выделить различные типы изменений смысложизненных ориентаций на протяжении жизни человека:

— эволюционные, постепенные изменения, частично затрагивающие структуру смысложизненной иерархии, но не нарушающие ее основы, главного компонента иерархии. При этом видоизменяется, но не исчезает «главная линия» жизни;

— эволюционные изменения, постепенно приводящие к качественному преобразованию структурной иерархии смысла жизни;

— революционные изменения крутые повороты в жизни человека, приводящие к «ломке» прежней структурной иерархии, что имеет два следствия:

а) создание иерархической структуры нового типа и появление новой «главной линии» жизни;

б) исчезновение иерархической структуры смысла жизни, замена ее «конгломератом» смыслов;

В то же время, к изучению вопроса динамики смысложизненных ориентаций подходит отечественный исследователь А.И. Тащева, которая в свою очередь отмечает, что по результатам авторского исследования, направленного на изучение динамики смысложизненных представлений от юности до пожилого возраста, проведенного в 2002 году, можно сделать следующие выводы по ценностям и доминирующим жизненным сферам каждой из возрастной групп:

1. Смысложизненные представления в ходе индивидуального развития от юности к пожилому возрасту претерпевают ряд качественный изменений и изменения интенсивности смысложизненной проблематики:

а) качественные изменения, происходящие с жизненными смыслами, следующие: в юности смысложизненные представления лежат в образовательной сфере и сфере увлечений; в зрелом возрасте, они переориентируются на семейную и профессиональную сферы; пожилые люди видят смысл своей жизни в счастье близких, поддержании здоровья и в общении.

б) наиболее остро проблема смысла жизни стоит в пожилом возрасте в связи с адаптационными процессами старения.

2. Смысложизненные представления на разных этапах онтогенеза имеют некоторые особенности:

а) в юношеском возрасте смысложизненные представления отражают конкретные цели как образ желаемого будущего.

б) смысложизненные представления в зрелом возрасте представлены в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей;

в) в пожилом возрасте они выступают как рационализация всего жизненного пути. При невозможности реализовать себя в привычной сфере, происходит изменение смысла жизни, которое играет роль компенсации. Наличие компенсаторной функции смысла жизни, коррелирует с уровнем социальной адаптации личности.

Отечественный психолог, исследователь вопросов психологии личности, психологии развития человека в онтогенезе, и динамики смысложизненных ориентаций личности от молодости до старости Т.Н.Сахарова в своих работах отмечает, что смысл жизни человека в каждый конкретный возрастной период времени включает в себя ряд компонентов, одни из которых еще только зарождаются, другие достигают своего апогея, а третьи уже отмирают. Поэтому задача заключается в нахождении таких смыслов которые одновременно являлись бы и новыми, и, тем не менее, выступали бы как развития предыдущих. Нахождение новых личностных смыслов в соответствии со своей меняющейся идентичностью является постоянной задачей человека на протяжении всего жизненного цикла.

В своих исследованиях автор отмечает, что уже к подростковому возрасту начинает складываться смысложизненная концепция личности, т.е. стержневая направленность, ее смысл жизни. Она содержит в себе те ценности, которые и составляют основу личности. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с выделением из всего разнообразия существующих смыслов иерархии смыслов, появлением главного, ведущего смысла. Не менее значимой проблема поиска смысла жизни оказывается в юношеском возрасте в связи с актуализацией проблемы личностного самоопределения. В юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Потребность в смысле жизни раскрывается в сознании своей жизни не как серия случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Задаваясь вопросом о смысле жизни, молодой человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. В юношеском возрасте осуществляется выработка ценностей, ценностных ориентаций, жизненных планов, утверждается самостоятельность, то настраивает личность на поиск жизненного смысла, направленного на будущее. Вопрос о смысле жизни в юношеском возрасте, часто видится как план, который следует осуществить в ближайшее время. В юности смысложизенные представления лежат в образовательной сфере и в сфере увлечений. Зрелость предполагает реалистичный взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима (тем более сразу), а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возврату формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих целях и адекватная самооценка. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней. Под ответственностью имеется в виду способность к собственному обоснованию суждению и умение выбирать линию поведения, отвечая за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Смысложизенные ориентации зрелой личности главным образом ориентированы на семейную и профессиональную сферу. Основной особенностью, является то, что они (жизненные смыслы) переставлены в зрелом возрасте в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей. Изменение смысложизненных ориентаций, происходят и в пожилом возрасте. Данный возраст характеризуется множеством психологических изменений, интеллектуальными и эмоциональным «уходом» в собственный внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением уже прожитой жизни, самого процесса старения. Жизненные смыслы в пожилом возрасте в первую очередь связаны с семейной жизнью, поддержанием своего здоровья, общение с близкими и друзьями.

Подводя итог, всему выше сказанному, можно сказать следующее, что каждый возраст человека несет свою глубину, и существенные изменения в смысложизненных ориентациях личности находясь в непрерывном взаимодействии с окружающим миром и собственными целями. Эти цели, задачи трансформируются в соответствии с биологическими, духовными и нравственными изменениями личности на протяжении всего онтогенеза. Смысложизненные ориентации личности, отражают не только глубинный смысл в жизни человека, но и образуют тенденцию развития или регресса на последующем возрастном этапе в понимании и мировоззрении личности на окружающий мир.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сахарова Т.Н.

описываются исследования смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста. Дается авторское определение понятия смысложизненные ориентации личности. Рассматривается содержание смысложизеннных ориентаций людей зрелого возраста. Проводится анализ полученных данных, делается попытка описания обобщенного содержания смысложизненных ориентаций личности людей зрелого возраста.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сахарова Т.Н.

Текст научной работы на тему «Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте»

1. Брунер Джером. Культура образования (пер. Л.В. Трубициной, А.В. Соловьева). — М., 2006.

2. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и система народного образования в России. — М., 1959.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976. .

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. — М.,2000.

5. Зимина Е.А. Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах. На материале иностранного языка: Дис. . канд. пед. наук. — Самара, 2000.

6. Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Дис. . канд. пед. наук. — Курск 2005.

Читайте также:  Как включить наушники на компе передняя панель

7. Князьков С.А., Сербов Н.Н. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. — M., 1910.

8. Кузнецова Р.А. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе. — Казань,

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.;

10. Макарова Т. С. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению специалистов-нефилологов в системе дополнительного образования: Дис. . канд. пед. наук. — Волгоград, 2003.

11. Массон К. Секретные записки о России и в частности о конце царствования Екатерины II. Екатерина II в воспоминаниях современников, оценках историков. — М., 1998.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — Спб, 1999.

13. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. — М., 1966.

14. Торндайк Эдвард. Принципы обучения, основанные на психологии. Э. Торндайк. Психология как наука о поведении/Дж.Б. Уотсон. — М., 1998.

15. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам. Обзор основных направлений методической мысли в России // Под редакцией Л.В. Московкина. — СПб, 2008.

16. Фоломкина С.К. За дальнейшее развития метода обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе. 1989. № 21, с. 46-49.

17. Чудинов А.Н. Очерк истории языкознания в связи с историей обучения родному языку. — Воронеж, 1872.

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

THE CONTENT AND DIRECTION OF VITALLY MEANINGFUL ORIENTATIONS

OF THE PERSON IN THE MIDDLE-AGED

Аннотация: описываются исследования смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста. Дается авторское определение понятия смысложизненные ориентации личности. Рассматривается содержание смысложизеннных ориентаций людей зрелого возраста. Проводится анализ полученных данных, делается попытка

© Т.Н. Сахарова, 2012

описания обобщенного содержания смысложизненных ориентации личности людей зрелого возраста.

Ключевые слова: зрелость, смысл жизни, смысложизненные ориентации.

Abstract: this article describes the research of vitally meaningful orientations of middle-aged people. The author considers the content of vitally meaningful orientations of middle-aged people and creates her definition of vitally meaningful orientations of personality. The author also conducts analysis of the data obtained and tries to make an attempt to describe the generalized content of vitally meaningful orientations of personality of middle-aged people.

Keywords: maturity, vitally meaningful orientations, the meaning of life.

Зрелость является наиболее продолжительным и значимым периодом в жизни человека. Это время когда человек может раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах. Основная тенденция развития личности в зрелости — это достижение наивысшего уровня духовных, интеллектуальных и физических способностей. Период зрелости — это время, исполнения человеком своего предназначения как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

По мнению К.Г. Юнга [5], человек в период зрелости должен осуществлять переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.

Личность в зрелом возрасте способна к развитию. Это прежде всего связано с процессом социализации. Социализация взрослого субъекта по своей сути, это саморазвитие через осуществления выборов: кем быть, каким быть, с кем быть и т.д. На наш взгляд, интересной является также позиция Э. Эриксона [4], который считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Э. Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие личности в зрелости. Согласно представлениям отечественного ученого Б.Г. Ананьева зрелость — это противостояние инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов развития [1].

Большое значение кризису жизни в зрелости придавал Э. Эриксон. В этом возрасте, по его мнению, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Успешное развитие кризиса, по Э. Эрикосну «приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае появляется застой, которому соответствует чувство опустошения, регрессия.

Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком [4, с. 211].

В целом большинство зарубежных и отечественных исследователей рассматривают зрелость как динамический период жизни человека, когда человек оценивает достигнутое, пересматривает жизненную стратегию, ищет новое содержание и смысл жизни. Именно смысл жизни (его наличие или отсутствие, его содержание и реализация и т.п.) является тем критерием, который и характеризует развитие личности в зрелости.

Смысл жизни и смысложизненные ориентации отражают жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни также является психологическим способом переживания жизни в процессе ее существования. Смысл жизни — это не только будущие, не только жизненные цели, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Именно поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем смысл жизни, а наоборот, усиливаем его. Смысложизненные ориентации — это не только будущие, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям.

Осмысленность, придание смысла собственному существованию является одной из главных духовных потребностей человека в любом возрасте. Она формируется еще в детстве и проходит через все этапы жизненного цикла [2, с. 18]. Смысл жизни человека вытекает из его ощущения своего места в обществе, его интересов и целей, представлений о возможности их реализации. В структуре жизненного смысла присутствуют как постоянные компоненты, так и вариативные компоненты. Последние наполняются новым содержанием по мере закономерного движения человека по возрастной лестнице и решения им задач на предыдущем жизненном этапе, а также в связи с незапланированными социальными трансформациями. На смысл каждого возрастного периода жизни человека оказывают влияние не только конкретные обстоятельства настоящего, но и то, как проходило развитие на предыдущем этапе.

Смысложизенная концепция, начиная впервые складываться к подростковому возрасту, пройдя дальнейшее развитие в юношеском возрасте, претерпевает перестройку и переосмысление в зрелом возрасте. Зрелость предполагает реалистичный взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима, а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возрасту формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих целях и адекватная самооценка. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней. Под ответственностью имеется в виду способность к собственному обоснованию суждений и умение выбирать линию поведения, отвечая за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Смысложизенные ориентации зрелой личности главным образом ориентированы на семейную и профессиональную сферу. Основной особенностью, является то, что они (жизненные смыслы) представлены в зрелом возрасте в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей.

Смысл жизни и смысложизненные ориентации, будучи с одной стороны критерием развития личности, а с другой — его задачей в зрелости, и стали предметом нашего эмпирического исследования. Основываясь на вышеизложенных идеях, нами были сформулированы следующие задачи эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте:

1 — диагностика и анализ результатов смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте;

2 — построение обобщенного социально-психологического портрета изучаемой возрастной группы на основе средневыборочных представлений о смысложизненных ориентациях;

3 — анализ содержания смысложизненных ориентаций личности в зрелости в зависимости от различных факторов (пол, уровень образования, семейное положение, включенность в профессиональную деятельность, наличие детей).

В исследовании приняли участие люди зрелого возраста от 35 до 45 лет. Всего в исследовании приняло участие 368 человек: 184 женщины и 184 мужчины, проживающие в Москве, г. Люберцы Московской области, г. Железнодорожный Московской области, г. Смоленске, г. Вязьма. На момент проведения исследования все респонденты были работающими; практически все состояли в браке; у половины были дети. Почти 2/3 респондентов имели высшее образование и 1/3 респондентов были со средне — специальным образованием.

Для реализации поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие методы: анкетирование, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, методы статистической обработки данных [3]. Данные полученные нами по результатам проведения методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева были проанализированы по каждому выделенному в методике фактору. Рассмотрим полученные значения по каждому фактору.

Первый фактор — «Цели в жизни». У женщин зрелого возраста наблюдается высокий показатель по данному фактору — 34,98 баллов, а =3,37. Это позволяет характеризовать испытуемых как достаточно целеустремленных людей, имеющих определенные цели в будущем, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У мужчин зрелого возраста также высокий показатель — 32,98 балла, а = 4,87. При этом статистически значимых различий между обеими группами испытуемых по данному фактору не выявлено — Х-критерий Стьюдента показал их отсутствие: X = 2,3 р > 0,05. И женщины и мужчины на данном возрастном этапе, имеют сформулированные цели на будущие, которые придает их жизни осмысленность, направленность, временную перспективу; имеют определенный, индивидуальный смысл жизни, на реализацию которого направлена их жизнедеятельность.

Второй фактор — «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Женщины зрелого возраста демонстрируют по данному фактору высокий показатель — 31,96 балла, а =3,48. На наш взгляд, это может означать, что, в целом, для них свойственно восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Также они удовлетворены своей жизнью в настоящем. Мужчины зрелого также демонстрируют высокий показатель удовлетворенности процессом жизни — 30,87балла, а = 4,24. Как показал Х-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически не значимы: X = 1,3, р > 0,05. Исходя из этого, можно заключить, что женщины и мужчины зрелого возраста одинаково в равной степени удовлетворены процессом своей жизни. Образ их жизни способствует ощущению эмоциональной насыщенности жизни и наполненности ее смыслом.

Читайте также:  Эллиптические тренажеры domyos отзывы

На наш взгляд, наличие смысла жизни и удовлетворенности процессом своей жизни связано с возрастными особенностями данного периода. В норме у людей зрелого возраста должен быть сформирован смысложизненный компонент. В состав нашей выборки вошли в основном состоявшиеся зрелые люди, которые имеют работу, семью, детей, многочисленные социальные контакты. Все эти составляющие человеческой жизни позволяют человеку воспринимать свою жизнь как эмоционально насыщенную и интересную. В связи с этим, большинство людей удовлетворены процессом своей жизни, при этом отметим, что смысл жизни для каждого человека остается индивидуальным.

Третий фактор — «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Женщины зрелого возраста показали по данному фактору высокие показатели — 28,22 баллов, а = 2,73. У мужчин показатель ниже, чем у женщин, но также является высоким и составляет — 25,16 баллов, а = 3,55. Как показал Х-критерий

Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: 1 = 3,3, р 0,05. Людям зрелого возраста свойственно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Как правило, люди зрелого возраста ощущают контроль над событиями своей жизни, но при этом ими осознается влияние на нее различных факторов (социально-экономические, политические). Высокий показатель по этому фактору в обеих группах испытуемых связан с тем, что в состав нашей выборки вошли в основном развитые зрелые личности, имеющие богатый жизненный опыт, который, в свою очередь, дает им возможность иметь контроль над той или иной жизненной ситуацией.

В современном мире женщины строят свою карьеру, одновременно воспитываю детей, создают домашний уют и многое другое. При этом современные женщины четко знают, чего они хотят от жизни, как им жить и как им поступить в той или иной ситуации. Сегодня женщины стали более финансово — экономически независимыми от мужчин. Возможно, именно с этим связано отсутствие гендерных различий по данному фактору.

Пятый фактор — «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни». В обеих группах показатели немногим выше средних у женщин — 32,80 балла, а = 4,41; у мужчин — 30,57 балла, а = 4,59. Критерий Стьюдента показал отсутствие различий ! =2,4, р > 0,05. Можно сказать, что всем испытуемым свойственна убежденность в том, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Отметим, что, судя по баллам, которые набрали испытуемые, люди зрелого возраста здраво судят об управляемости жизни. Ими осознается тот факт, что жизнь не подвластна им в полной мере, что на нее оказывает влияние социальные, экономические, политические факторы.

Последний фактор, который мы рассмотрели, — общий показатель осмысленности жизни мужчин и женщин. По составу входящих в общую осмысленность жизни факторов большого разброса в значениях у мужчин и женщин не наблюдалось. Мужчины и женщины имели одинаково высокие показатели (105,52 балла, а = 12,85 и 111,22 балла, а = 10,22 соответственно, ! = 2,32 , р > 0,05).

На основе полученных усредненных данных можно описать черты «типичного» испытуемого. Это достаточно целеустремленный человек зрелого возраста, который контролирует свою жизнь, осознает социально-экономические, политические условия, которые происходят в данный момент в обществе. Его планы большей частью имеют реальную основу в настоящем и в достаточной мере подкрепляются личностной ответственностью за их реализацию. Жизнь его эмоционально насыщена. Интерес к жизни и желание прожить ее как можно более насыщено не пропал. Свое прошлое воспринимает, в целом, с удовлетворением. Стоит отметить тот факт, что практически по всем показателям гендерные различия не являлись существенными. Это позволяет сделать вывод о том, что в современном обществе стираются различия между мужчиной и женщиной. В настоящий момент мужчины и женщины строят одинаково высокие планы на жизнь, общество предъявляет им одинаковые требования и дает одинаковые права.

Нами было проанализировано содержание смысложизненных ориентаций личности в зависимости от уровня образования, семейного положения и наличия детей. Респонденты с высшим и средне-специальным образованием имеют различные средние значения по общему показателю осмысленности жизни (высшее образование — 112,45 балла, g = 10,78 и средне-специальное 99,77 балла, g = 9,55). Как показал t-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: t = 5,4, р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе проведенного сравнительного анализа факторов по составу входящих в общую осмысленность жизни между респондентами, с детьми и без детей, нами были выделены значимые различия. Респонденты с детьми и без детей имеют различные средние значения (с детьми -105,11 балла, g = 8,73 и без детей — 113,54 балла, g = 14,45). Как показал t-критерий Стьюдента, различия между выборками по данному фактору статистически значимы: t = 3,4, р

Дата публикации: 08.05.2018 2018-05-08

Статья просмотрена: 1041 раз

Библиографическое описание:

Казарян А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 438-443. — URL https://moluch.ru/archive/204/50113/ (дата обращения: 30.12.2019).

Проблема смысла жизни всегда была актуальна для человека. Представления о смысле жизни имеют религиозно-философские основания, так как только в религиозных или философских творениях можно найти попытки придать жизни человека смысл. В мифологических воззрениях древних греков, в религиозных воззрениях древних людей основным вопросом был поиск смысла жизни. Начиная со времен античности данную проблему изучали философы: Сократ, Платон, Демокрит, Диоген, Аристотель, Эпикур и т. д. Цели жизни в древнегреческой философии вплотную соотносились с представлением об идеальном человеке — мудреце, покорителе и преобразователе мира, одерживающего победу над самим собой, правда, вершиной же такого рода победы могло стать и самоубийство. [6]

Среди знаменитых психологов проблему смысла жизни очень увлекла З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга, К. Роджерса, В. Франкла и др.

Отечественная и зарубежная психология достаточно плотно занимается этой проблемой, и каждый автор объясняет смысл жизни исходя из своих исследований и жизненного опыта.

Д. А. Леонтьев [8] рассматривает смысл жизни и личностный смысл как две разные понятия. Смысл жизни автором рассматривается в качестве стержневой, обобщенной и динамической системой смыслов, которая закономерно зависит от общей направленности жизни субъекта. Параллельно с этим жизненный смысл для субъекта трансформируется и эмоционально отражается в личностном смысле.

Д. А. Леонтьев также вводит термин “смысловые ориентации», которые делятся на два уровня: первый уровень включает в себя потребности, личностные ценности, смысл жизни, мировоззрение и самоотношение; во второй уровень входит отношение личности с миром, т. е. внутренний мир человека.

В. Франкл [12] поиск смысла жизни рассматривает как врожденный феномен в каждом человеке, как безусловное стремление, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Франкл уверен, что для того чтобы жить и действовать активно, у человека должна быть вера в тот смысл, который он вкладывает в свои поступки.

Франкл называет «экзистенциальным вакуумом» то состояние человека, когда отсутствует смысл. [12, с. 10, с. 11] «Экзистенциальный вакуум» по мнению Франкла становится причиной неврозов и разных пограничных состояний.

З. Фрейд убежден, что смысл жизни заключается в том, чтоб человек был счастлив, стремился к различного рода удовольствиям и наслаждениям и избегал болезней и несчастий. З. Фрейд прежде всего в смысле жизни выделяет любовь — возможность любить и быть любимым.

К. Роджерс представляет смысл жизни как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать личностью, которая умеет полноценно функционировать. По мнению К. Роджерса самоактуализация не является конечным состоянием совершенства. Он отмечает, что ни один человек не может стать настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У человека всегда есть и будут таланты для дальнейшего развития в том или ином направлениям, навыки, которые требуют усовершенствования, более новые и действенные способы для удовлетворения своих социальных, биологических и разного рода потребностей.

А. Маслоу считает, что удовлетворение базовых потребностей само по себе не дает еще такого смысла и жизненных ориентиров. Он отмечает только после удовлетворении физиологических потребностей, потребностей безопасности, любви и уважении обостряется потребность в самоактуализации.

В. Э. Чудновский [13] объясняет смысл жизни как идею, которая содержит в себе цель жизни человека, ставшую для него очень большой ценностью, потеря которой может стать для человека концом его существования.

Л. С. Выготский и его последователи представляют психическое развитие как процесс качественных изменений, которые происходят в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта, которые представлены в предметах культуры человека. Он считал, что «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [5. с 237–238]. Именно в подростковой жизни возникает жизненный план и развивается понятие о смысле жизни.

Л. С. Выготский, в своей культурно-исторической теории, отмечал, что в подростковом возрасте происходит «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком» [5, с. 237–238]. У подростка возникает такая потребность самосознания, которая реализуется с помощью рефлексии.

Следует отметить, что именно в подростковом в возрасте человек понимает, чего он хочет от жизни. Какое мировоззрение будет складывается у подростка в этом возрасте, напрямую зависит от того, как прошло детство ребенка, какое воспитание получил и что он извлек из всего этого. И если подросток в самом своем конфликтном возрасте принимает сторону родителей, то он от них будет брать все те ценности и жизненные установки, которые он видел на протяжении всей своей жизни от родителей. Следовательно, проблема смысла жизни имеет цикличность и будет постоянно присутствовать похожий сценарий жизни из поколения в поколение.

Читайте также:  Amd freesync какие видеокарты поддерживают

К. А. Абульханова-Славская считает, что для становления смысла жизни имеет большое значение единая жизненная линия, выстраиваемая личностью, которая заключается «в определении меры и масштаба значимости (по критерию достойного или недостойного себя в целом)» [1, с.36–41].

К. А. Абульханова-Славская [1] также подчеркивает, что человеку разрешается противоречие, равное смыслу жизни, жизненно-мировоззренческого масштаба.

Для Л. С. Рубинштейна [10] смысл жизни заключается в том, чтобы выступать в роли преобразователя жизни и быть для других людей источником тепла, уметь игнорировать все плохое и постоянно совершенствовать жизнь.

Б. С. Братусь представляет смысл жизни как о первоочередной потребности, которая опирается на фундаментальном противоречии между ограниченностью индивидуального бытья и универсальностью родовой сущности человека. [3, с.188].

Вопрос о смысле жизни В. С. Мухина объясняет как знак определенной неудовлетворенности. Критическая переоценка ценностей и рефлексия, которая приводит к вопросу о смысле жизни, автор связывает с какой-либо паузой в деятельности или отношением с людьми. [9, с. 297]

В своих работах В. Э. Чудновский [14], раздумывая над феноменом смысла жизни, пишет, что смысл жизни — это не просто определенная идея или жизненная цель, которая для человека является высоко значимой ценностью, а это особое психическое образование, которая имеет характер возникновения и этапы становления. Независимо от того какие условия его породили, это образование имеет определенную устойчивость и независимость от них, но существенно влияет на поступки и действия человека.

Путем различных мировоззренческих поисков человек ищет точную формулу, которая способна открыть ему смысл его существования. Человек, задаваясь вопросом о смысле жизни, думает и о своей конкретной цели в жизни, и о направления общего развития вообще. Ему хочется найти личностный смысл и понять насколько его выбранная деятельность соответствует ему и что он может получить в итоге. Это те вопросы, на которые не бывает общих ответов, и каждый должен найти свой ответ сам и к ним можно подойти исключительно практическим путем.

Понятие «смысл» не существует ни для кого из живых существ, кроме человека. Эта человеческая особенность, связанная с речью, мыслительной деятельностью и произвольностью, иногда определяется как сознание. Смысл жизни формируется постепенно, приобретая специфическое значение положительной и общезначимой ценности. Человек склонен принимать тот смысл, который упорядочивает его внутренний мир и открывает ему бесконечную перспективу жизненного пути. Такое понимание смысла жизни созвучно отечественной традиции религиозно-философских исканий. [6]

Осмысленность жизни человека — это не внутренняя однородная структура. Это понятие включает в себя много других компонентов, в том числе и смысложизненные ориентации. Она представляет собой частный случай смысложизненной концепции личности.

Столин Т. В. дает смысложизненной ориентации следующее определение — это индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В самой основе этой концепции лежат потребности и ценности, отношение и умозрительное построение конкретной личности. [15, с 107]

А. В. Серый [11] выделяет четыре уровня организации в своей концепции системы личностных смыслов: индивидный, биологический, личностный и смысложизненный. По мнению автора смыслы выступают в виде ценностных ориентаций на личностном уровне и способствуют интеграции личности в новые условия социальной жизни, а на смысложизненном уровне смыслы играют роль генерализатора и операционализатора смыслов других уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности.

Как пишет А. Г. Асмолов, личностный смысл — это результат интериоризации и воплощения в сознании объективных отношений личности в мире. То есть личностный смысл показывает содержание отношения личности в действительности и является верхней ступенью деятельности, где регулируют установки. [2, с. 322]

А. Н. Леонтьев [7] в своих трудах. разработал проблему личностного смысла в рамках теории деятельности Он объясняет, что между субъектом и целью его действия существуют отношения, а смысл является отражением этих отношений. Отношением мотива к цели порождается личностный смысл, а функция, которая образует смысл принадлежит мотиву. Леонтьев отмечает, что предмет, который имеет для него смысл, этот есть тот предмет, который выступает в качестве предмета возможно целенаправленного действия.; а действие имеющий смысл для него — это есть действие, возможное по отношению к той или иной цели.

По мнению Д. А. Леонтьева «понятие «смысла» соотносимо и с объективной, и с субъективной, и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью, а также находится на пересечении деятельности, сознания и личности, связывая между собой все три фундаментальные психологические категории» [8, с.4].

Проблема смысла жизни всегда занимала в психологии определенное место. Отечественные и зарубежные психологи очень тщательно подходили к изучению данной темы.

Итак, в наши дни проблема смысложизненных ориентаций является важной и актуальной. В любой мировоззренческой системе присутствует понятие смысла жизни, которое показывает моральные нормы и ценности. Его предопределение создает для человека ту базу, тот фундамент, на котором будет строится вся система ценностей во всех ее значениях. Понятие смысла создает самоопределенность, а самоопределенность дает мотивацию, чтобы двигаться к той цели, т. е. к тому значению которое выбирается индивидом. По сути, смысл жизни дает ясное понимание того направления, с помощью которого человек в дальнейшем будет строить приоритеты в той или иной сфере своей жизнедеятельности. Очень большое значение имеют смысложизненные ориентации человека в профессии и его роли в ней. Уже будучи студентом, человек формирует в себе все те характеристики, которые приобретает он в процессе получения знаний и его способности анализировать и синтезировать включая свои субъективные понимания жизни. Очень важно, чтобы уже на этом этапе было четкое понимание того, как подойти к будущей профессии так, чтобы она приносила свои «плоды». И чтоб эти «плоды» были идентичны к тому, к чему изначально стремились. Здесь самым важным аспектом являются понимание того, что теоретические знания для всех одинаковые, а восприятия и дальнейшее их применение будет зависеть от смысложизненных ориентаций будущего специалиста.

Студент–психолог, это человек, который будет работать в образовательных учреждениях, в медицинских учреждениях и т. д., будет работать с детьми и взрослыми. Как он будет применять свои знания на практике, как будет регулировать весь процесс будет напрямую зависеть как он видит данную проблему и какие инструменты он готов применить. Самоопределение и ориентированность в жизни помогут ему найти правильную стратегию для подхода выполнения данной задачи. От того насколько данный человек ориентирован в самом себе будет зависеть дальнейшая судьба того человека, который пришел за помощью к психологу.

Исследуя смысложизненные ориентации у студентов, мы хотим найти взаимосвязь между ценностями студентов и выбранной профессии.

Исследованием смысложизненных ориентаций занимались Ильин Е. П., Дворецкая М. Я., Коржова Е. Ю., Чудновский В. Н., Бодалев А. А., Карпова Н. Л., Вайзер Г. А., Леонтьев Д. А., Гуревич П. С., Абульханова-Славская К. А., Выготский Л. С., Франкл В., Столин В. В., Регуш Л. А., Яницкий М. С., Васильева О. С., Муздыбаев К., Леонтьев А. Н., Кочеткова Т. Н., Бубнова С. С., Гинзбург М. Р., Чернявская А. П.

В целом проблема смысложизненных ориентаций студентов представляется недостаточно разработанной и требует глубокого теоретического изучения.

В связи актуальности данной проблемы было проведено исследование связи смысложизненных ориентаций с возрастом студентов -психологов.

Целью нашего исследования было изучение особенностей смысложизненных ориентаций среди студентов — психологов первого и второго периода взрослости.

Анализ исследований позволил выдвинуть ряд предположений: лицам более молодого возраста будет свойственна гибкость в целях, ценностях и смысложизненных ориентациях, а лица более зрелого возраста будут иметь четкие цели в жизни и ценности, а также осмысленность в выбранной профессии. Для проверки выдвинутых гипотез использовались ряд методик: опросник «Эталон жизнедеятельности» (Дворецкой М. Я.), 16-факторный опросник Кеттелла (Форма С)105 вопросов, Тест (СЖО) Леонтьева Д. А., Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) Сенина И. Г.

Исследование осуществлялось на базе РГПУ им. А. И. Герцена, очного и заочного отделения института психологии среди студентов 1–5 курсов. Общий объем выборки составил 60 человек от 18 до 48 лет, которые были разделены на две группы. В первую группу вошли лица 18–25 лет, а во вторую — 25–48 лет.

Анализ средних значений позволил выявить оценку смысложизненных ориентаций среди лиц двух возрастных групп (см. рис. 1).

В группе лиц второго периода зрелости достоверно чаще встречаются более высокие показатели по субшкале «Цели в жизни» (p =0,043), чем в первой группе, где можно сделать выводы.

Студенты во второй группе получили следующие значения:

  1. Цели в жизни — 35,17;
  2. Процесс жизни — 33,43;
  3. Локус контроля- жизнь — 33,10;
  4. Результативность жизни — 27, 30;
  5. Локус контроля-я — 21,83.

Студенты в первой группе получили следующие значения:

  1. Цели в жизни — 30,90;
  2. Локус контроля-жизнь — 30,17;
  3. Процесс жизни — 29, 13;
  4. Результативность жизни — 24,40;
  5. Локус контроля-я — 19,97.

Во всех пяти шкалах больше баллов получили студенты во второй группе

Рис. 1. Диаграмма результатов средних значений. 1 группа — студенты-психологи первого периода взрослости, 2 группа — студенты-психологи второго периода взрослости

Результаты анализа достоверно значимых различий по шкалам опросников «Эталон жизнедеятельности» Дворецкой. М. Я., 16 факторного личностного опросника Р. Кеттелла, Опросник «Терминальные ценности» (ОТеЦ) СенинаИ.Г. итест «Смысл жизненных ориентаций» ЛеонтьеваД.А.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector