Содержание в начале или в конце

Содержание в начале или в конце

Оглавле́ние — указатель заголовков издания, отражающий рубрикацию произведения и ускоряющий поиск частей издания.

В оглавлении произведения, разбитого на части, разделы, подразделы, главы, подглавы, параграфы, подпараграфы, примечания и т. п., устанавливающие соподчиненность отдельных частей произведения, последовательно приводятся наименования частей, разделов, глав, параграфов в полном объёме, так, как они даны в тексте, и указываются страницы, на которых начинается рубрика. Рубрики последней ступени — подзаголовки, взятые в тексте рукописи в подбор, — в оглавлении могут не приводиться. Взаимоподчиненность частей произведения в оглавлении передают средствами полиграфического оформления: выделением в красную строку, шрифтами и набором рубрик с отступом от левого края полосы [1] .

В отличие от содержания, характеризующего состав сборника произведений, оглавление раскрывает в первую очередь строение произведения в моноиздании (роман, повесть, и т. д.) или только строение сборника (из каких частей или разделов он состоит) [2] .

Различие между терминами "оглавление" и "содержание"

И оглавление и содержание — это указатели заголовков издания.

Оглавление раскрывает в первую очередь строение произведения в моноиздании или только строение сборника (из каких частей или разделов он состоит). В оглавлении указываются номера страниц, чтобы читатель мог легко найти интересующий его фрагмент книги.

Содержание представляет, прежде всего, состав полииздания (какие произведения в него включены) или состав моноиздания — издания одного произведения (какие части, кроме этого произведения, в него вошли, например, части аппарата).

Если указатель заголовков сборника включает только заголовки его разделов (без заглавий произведений) — это оглавление сборника (раскрывается только строение издания).

Если в указателе заголовков моноиздания помещено только заглавие произведения и заголовки аппарата — это содержание издания (раскрывается только состав издания).

Назначение оглавления и содержания

У них три основные задачи:

1) справочно-поисковая — упростить и убыстрить розыск составных частей издания (глав, параграфов, статей, рассказов, примечаний, библиографических ссылок и т. д.);

2) информационно-пояснительная — дать читателю общее представление о содержании и структуре издания, подготовить его тем самым к чтению или к выбору материала, помочь восстановить в памяти прочитанное при перерыве в чтении;

3) рекламно-пропагандистская — завлечь читателя, вызвать у него интерес к просматриваемой книге, желание прочитать ее, а значит, купить или взять в библиотеке.

Оглавление (содержание), не полностью отвечающее всем этим задачам, снижает функциональные качества издания: замедляется поиск структурных частей, усложняется подготовка к чтению и выбор материала для несквозного чтения, удлиняется путь издания к читателю.

Соответствие внутритекстовым заголовкам

Заголовки внутри издания и в оглавлении (содержании) должны текстуально совпадать: грубые ошибки могут вводить читателя в заблуждение, мелкие — подрывать доверие к изданию и издательству.

Допустимо сокращать очень длинные заголовки, характерные для старинной книги, но без ущерба для смысла, так, как это сделано, например, в оглавлении "Гептамерона" Маргариты Наваррской (Л., 1982):

Читайте также:  1С запрос дата больше

Точное соблюдение графической формы заголовков внутри издания

По своему оформлению каждая рубрика в оглавлении и содержании должна быть точной копией той же рубрики в основном тексте, т.е. требуется их полное не только словесное и грамматическое, но и графическое соответствие (кроме деления на строки). Если, например, числительное рубрики в основном тексте дано в цифровой или смешанной форме, таким же должно оно предстать перед читателем в рубрике оглавления или содержания. Если порядковые номера разделов обозначены в основном тексте римскими цифрами, так же необходимо их обозначить и в оглавлении. Если порядковому номеру рубрики в основном тексте предшествует ее родовое наименование (глава, раздел, часть и т.п.), то и в оглавлении оно должно быть повторено.

Взаиморасположение и шрифтовое оформление рубрик в оглавлении должно определяться их взаимозависимостью (соподчиненностью) в основном тексте.

Эти требования вызывают необходимость тщательной сверки рубрик в тексте с рубриками в оглавлении (содержании) и проверки соподчиненности рубрик в оглавлении (содержании) по рабочему оглавлению.

Список глав произведения, который можно найти в начале или конце издания — это оглавление. Очень часто можно встретить заблуждение, что оглавление и содержание — это одно и то же. Но это не так. Если по форме они действительно очень близки, то по смыслу все-таки про разное.

указатель заголовков, который раскрывает строение моноиздания.

раскрывает состав издания — какие произведения в него входят.

Если попытаться сказать совсем просто, то оглавление — это перечень заголовков (в том числе и сборника), тогда как содержание — более сложная и подробная схема книги, в которой собрано несколько произведений или которая имеет сложную структуру.

Для наглядности ниже примеры

Зачем нужны оглавление и содержание? Они выполняют три основные функции:

справочно-поисковую — упрощают навигацию по книге

информационно-пояснительную — помогают составить представление о темах и содержании книги в целом

рекламную — интригуют читателя, тем самым сподвигая его выбрать именно эту книгу

В начале или в конце?

Здесь нет определенного правила, но лучше основное оглавление ставить в начале книги: так оно становится выжимкой содержания и облегчает поиск или знакомство с произведением.

Как сделать хорошее оглавление?

Казалось бы, что может быть проще — собрать вместе все заголовки по порядку, и готово. Но на самом деле, есть масса нюансов, о которых лучше знать при оформлении оглавления или содержания.

Cамое важное — определить структуру книги. Если она сложная и многоступенчатая, это обязательно нужно учитывать при формировании оглавления и содержания.

Читайте также:  Скорость записи на жесткий диск ssd

Давайте сравним два оглавления к одной и той же книге (Гуго Гроций «О праве войны и мира»)

Первая иллюстрация показывает, каким было оглавление в книге. А вторая — каким бы ему лучше быть. Очевидно, что в первый вариант гораздо менее информативен и понятен. Проблема решилась, в первую очередь, с помощью грамотного оформления. Простой список стал более наглядным за счет выделения смысловых разделов. К тому же подробные формулировки заголовков лучше раскрывают суть содержания. Отдельно стоит отметить появления столбца с указанием страниц с примечаниями.

Помнить о структуре важно для авторов нон-фикшн: если в книге несколько уровней заголовков, то не стоит включать в оглавление только первый уровень. Важно подумать, что именно может быть интересно читателю, дать ему возможность через оглавление лучше понять, что его ждет внутри. Для этого стоит включить в оглавление или содержание заголовки и низших ступеней. На сегодняшний день сложилась тенденция, когда нехудожественные книги читаются не линейно, а в порядке интереса к той или иной главе. Поэтому чем подробнее будет оглавление, тем проще читателю будет найти ту часть, которая ему нужна.

Также не стоит экономить время и урезать заголовки в оглавлении. Они должны совпадать с тем, как они выглядят в самой книге. Давайте посмотрим пример.

Роман-лирика (Подорожник. Стихотворения Анны Ахматовой)

Книга о жизни. В. Шкловский. Третья фабрика. М., Круг. 1926

Вроде ничего страшного, но большая часть часть информации упущена, и читателю уже сложнее ориентироваться. Такие небольшие огрехи могут негативно сказаться на восприятии. Особенно, если у книги сложная структура. Также для простоты навигации заголовок часто выносят в колонтитул (как правило, в верхний).

Если в книге много произведений (например, это большой сборник стихотворений), полезно сделать помимо обычного содержания еще одно, где они будут в алфавитном порядке. Это упростит поиск того произведения, которое читателю известно.

Что нужно проверить перед тем, как отправить книгу в печать или опубликовать в сети?

формулировки — в тексте книги и оглавлении/содержании заголовки должны быть одинаковые

указание страниц — все ли цифры правильны

соответствует ли оформление заголовка его положению в тексте — то есть, не оформлен ли заголовок низшего уровня как раздел и пр.

Примеры книг, где обычного оглавления недостаточно

В художественной литературе есть интересные примеры, где оглавление играет важную роль. Например, «Игру в классики» можно читать по-разному, в том числе в особом порядке, который автор сам описал в отдельной инструкции.

«Таблица для руководства

Эта книга в некотором роде – много книг, но прежде всего это две книги. Читателю представляется право выбирать одну из двух возможностей:

Читайте также:  Беспроводная зарядка для iphone и apple watch

Первая книга читается обычным образом и заканчивается 56 главой, под последней строкою которой – три звездочки, равнозначные слову Конец. А посему читатель безо всяких угрызений совести может оставить без внимания все, что следует дальше.

Вторую книгу нужно читать, начиная с 73 главы, в особом порядке: в конце каждой главы в скобках указан номер следующей. Если же случится забыть или перепутать порядок, достаточно справиться по приведенной таблице:

73 – 1 – 2 – 116 – 3 – 84 – 4 – 71 – 5 – 81 – 74 – 6 – 7 – 8 – 93 – 68 – 9 – 104 – 10 – 65 – 11 – 136 – 12 – 106 – 13 – 115 – 14 – 114 – 117 – 15 – 120 – 16 – 137 – 17 – 97 – 18 – 153 – 19 – 90 – 20 – 126 – 21 – 79 – 22 – 62 – 23 – 124 – 128 – 24 – 134 – 25 – 141 – 60 – 26 – 109 – 27 – 28 – 130 – 151 – 152 – 143 – 100 – 76 – 101 – 144 – 92 – 103 – 108 – 64 – 155 – 123 – 145 – 122 – 112 – 154 – 85 – 150 – 95 – 146 – 29 – 107 – 113 – 30 – 57 – 70 – 147 – 31 – 32 – 132 – 61 – 33 – 67 – 83 – 142 – 34 – 87 – 105 – 96 — 94 – 91 – 82 – 99 – 35 – 121 — 36 – 37 – 98 – 38 – 39 – 86 – 78 – 40 – 59 – 41 – 148 – 42 – 75 – 43 – 125 – 44 – 102 – 45 – 80 – 46 – 47 – 110 – 48 – 111 – 49 – 118 – 50 – 119 – 51 – 69 – 52 – 89 – 53 – 66 – 149 – 54 – 129 – 139 – 133 – 140 – 138 – 127 – 56 – 135 – 63 – 88 – 72 – 77 – 131 – 58 – 131»

«Улисс» Джойса тоже имеет сложную структуру, поэтому существуют отдельные схемы-оглавления, которые поясняют связь сюжета с сюжетом «Одиссеи» и символикой произведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector