Стоимость полета на луну

Стоимость полета на луну

12 апреля, в День Космонавтики, мир узнал грустную новость: Израиль не смог с первой попытки войти в клуб космических держав, осуществивших мягкую посадку аппарата на Луну. Ну что ж, зато SpaceX осуществила первый коммерческой запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, которая способна доставлять грузы на орбиту Луны. Планы по изучению спутника есть также у Китая, Индии и России. Все это заставляет предположить, что конкуренция за освоение Луны в ближайшее время может стать весьма острой.

Со своим уставом

Хотя израильский зонд «Берешит» не смог совершить планируемую мягкую посадку на Луну, сам проект показывает интерес к спутнику со стороны стран, которые раньше не решались заглядывать дальше орбиты Земли.

Компания SpaceIL изначально делала аппарат для конкурса Google Lunar X Prize, главным призом в котором было $30 млн. В 2018 году конкрус X Prize объявили несостоявшимся, так как ни один из конкурсантов не смог уложиться в требуемые сроки. Однако в Израиле не растерялись и продолжили работу над проектом, который обошелся в итоге в $100 млн.

Аппарат был оснащен всего двумя исследовательскими инструментами, но его значение не столько научное, сколько имиджевое. В случае успеха Израиль вошел бы в узкий круг держав, совершивших мягкую посадку на Луне. Ранее такое удавалось только СССР, США и Китаю.

Белый дом, серая Луна

Наиболее масштабные планы по освоению Луны вынашивают в США. Американцы хотят не просто продолжать засылать туда автономные аппараты, но начать совершенно новую волну освоения спутника Земли.

Дональд Трамп запланировал для NASA на 2020 финансовый год бюджет размером в $21 млрд. Финансирование аэрокосмического агентства растет на протяжении последних лет, но этот год стал особенным: NASA рассчитывает потратить половину выделенной суммы на лунную программу. В связи с этим организация представила масштабный многолетний план. Следуя ему, США не просто вернутся, но в полной мере закрепятся на спутнике Земли.

Технически идея NASA держится на трех китах — сверхтяжелой ракете SLS, пилотируемом корабле Orion и окололунной станции Lunar Gateway. Она рассчитана на срок до конца 20-х годов XXI века.

Связка SLS-Orion (в которой будет использована модификация ракеты Block 1, способная вывести на орбиту Луны 26 тонн полезной нагрузки), должна осуществить миссию EM1 — пробный непилотируемый полет к Луне. Как отметил позже глава NASA Джим Брайденстайн, этот полет в организации намерены осуществить практически любой ценой: если работа над SLS затянется, то Orion на лунную орбиту выведет коммерческий носитель. Например, для этого могут подойти ракеты компаний SpaceX или ULA, в том числе и стартовавший 12 апреля Falcon Heavy.

В 2023 году, по планам NASA должна состояться миссия EM-2 — полноценный девятидневный полет SLS-Orion на орбиту Луны с экипажем из четырех астронавтов. Посадка на поверхность спутника совершаться не будет.

NASA

В середине 2020-х гг. должна начать работу окололунная станция Gateway — аналог МКС на эллиптической орбите Луны будет сближаться со спутником примерно до 1500 километров.

Этот масштабный проект предполагает участие в нем не только NASA, но и Европейского космического агентства, аналогичных ведомств Канады, Японии, а также «Роскосмоса», который будет отвечать за многофункциональный модуль станции.

NASA

Также в середине 2020-х гг. на Луне планируется провести тестовые посадки лунных модулей. Уже после публикации плана NASA уточнило, что непилотируемый аппарат на спутнике Земли должен сесть в 2023 году.

В документе NASA отмечает, что серьезным подспорьем в лунных проектах станет частный сектор — по аналогии с МКС, его участие удешевит доставку грузов к Луне и ее поверхности.

Сроки пилотируемой программы в NASA не уточняют, но планируют, что уже к 2028 году астронавты вернутся на поверхность спутника.

Трудности NASA

NASA, как любая государственная организация, зависит от финансирования. Нынешний план организации можно воплотить лишь при сохранении существующих потоков денег и интереса Конгресса, которому только предстоит одобрить бюджет организации на 2020-й финансовый год.

Уже после публикации предполагаемого бюджета NASA вице-президент США Майк Пенс сообщил, что Трамп требует приложить «все необходимые меры» для возвращения астронавтов на Луну до конца 2024 года.

Конечно, президенту США хотелось бы, чтобы возвращение на Луну состоялось во время его предполагаемого второго срока и неразрывно ассоциировалось с ним. Кроме того, это позволило бы Трампу проконтролировать выделение необходимых сумм, чтобы не повторилась ситуация с космической программой Constellation. Последнюю NASA запустило при Джордже Буше-младшем, но она была свернута Бараком Обамой.

Читайте также:  Gmc h200 phoong v

Однако сомнительно, что план NASA можно ускорить в 2 раза. Обычно и Россия, и США, и частные компании типа SpaceX выдают оптимистичные планы, которые затем сдвигаются на более поздние сроки. Так что скорее всего даже 2028 год — оптимистичная оценка, а 2024 — просто предвыборный трюк Трампа.

Сейчас, по опыту прошлых лет, можно рассчитывать, что на 2020 год законодатели даже «добавят» NASA средств, но вместе с этим организация будет еще сильнее зависеть от показываемых ею результатов. Ей уже приходится идти на существенные жертвы, чтобы выделить деньги на лунную программу. Бюджет научных программ урезан на $600 млн, по подсчетам Spacenews, что фактически отменяет другой масштабный проект — космический телескоп WFIRST, который считался одним из важнейших проектов в космической астрономии.

Ядерные планы

Лунная программа NASA тесно переплетается с растущим интересом агентства к ядерным технологиям. Планируется разрабатывать ядерные источники энергии для Луны и Марса. А USA Today сообщила, что в американском космическом ведомстве решили вернуться к наработкам начала космической эры и вновь поднять вопрос о создании ядерных ракетных двигателей. Технология, по данным Popular Mechanics, изучалась в США в 1950-1960 годы, а работа над ней была приостановлена в начале 1970-х из-за «технологических трудностей» и «отсутствия явной необходимости» в ней.

Теперь NASA переосмысливает накопленный опыт и считает сделанный прогресс возможным вариантом развития носителей будущего. В отличие от нынешних химических ракет, ракеты на ядерном двигателе позволят достигнуть Марса за четыре месяца. Для сравнения, последняя миссия к Красной планете (InSight) заняла около 7 месяцев.

На разработку ядерных ракетных двигателей на 2019 год NASA было выделено $100 млн, а демонстрация наработок в этой сфере запланирована на 2024 год. Полученный опыт NASA рассчитывает применять не столько и не только для создания лунных баз, сколько для превращение Луны и окололунной станции в плацдарм для покорения Солнечной системы. В частности, для подготовки миссии к Марсу. Однако это уже планы на следующее десятилетие… и совсем другой уровень денежных затрат.

Кто догонит Америку?

Луна также привлекает и Россию. В «Роскосмосе» намерены не просто сотрудничать с американцами в проекте создания лунной базы, но и развивать собственные носители и корабли.

Как сообщил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин, разрабатываемый в РКК «Энергия» пилотируемый корабль «Федерация» будет совершать полеты именно к Луне, в то время как обслуживание МКС останется на «Союзах». Аппарат, способный вместить до четырех космонавтов, будет слишком дорогим для осуществления полетов к Международной космической станции, уточнил Рогозин. Испытания корабля начнутся в 2022 году, а за год до этого госкорпорация намерена запустить к спутнику Земли аппарат «Луна-25» — зонд для исследований в районе южного полюса этого небесного тела.

Также в российской космической госкорпорации рассматривают вариант создания защищенной от радиации версии «Союза», но он потребует затрат в $400 млн, которые пока не выделены.

Уже одобренный президентом проект для освоения Луны — создание сверхтяжелой ракеты «Енисей». Первый запуск запланирован на 2028 год. В госкорпорации рассчитывают, что новый носитель сможет доставить на орбиту Луны полезную нагрузку в 27 тонн. Цена проекта составляет 740 млрд рублей (примерно $11 млрд, в то время как NASA по состоянию на октябрь 2018 года потратило на проект SLS около $12 млрд и выделение средств продолжалось).

Но Россия — не единственный соперник США. В начале 2019 года китайский аппарат «Чанъэ-4» впервые достиг обратной стороны Луны. В мае мягкую посадку на Луну должен осуществить индийский зонд «Чандраян-2».

Среди более дальних планов можно отметить разработку свертяжелой ракеты Китаем и высадку тайконавтов в 2020-х годах. Каждая страна старается в меру своих сил: Японское космическое агентство (JAXA) и компания Toyota разработали концепт двухместного лунохода.

Благодаря развитию технологий достижение Луны стало проще и дешевле. Теперь в ее исследовании могут принимать участие даже страны с относительно маленьким бюджетом на космос и частные коллективы. Пока спутник Земли не обещает практической отдачи, но он стал «низковисящим плодом» — наиболее доступным рубежом в дальнейшем покорении космоса. Именно поэтому страны в одиночку или кооперативно пытаются достичь Луны, разведать запасы воды и других веществ, а также провести уникальные научные исследования, которые не принесут денег, но впишут первооткрывателей в историю Земли.

Провести отпуск в космосе? Сейчас это уже стало возможным, но позволить себе такой "отдых" могут единицы желающих. Но сама возможность отправиться в космос без предварительной подготовки человека как космонавта уже впечатляет.

Читайте также:  Системная плата asus m4a785td v evo

"Мы готовим экспедицию специально под вас. Вы проходите полное медицинское обследование и подготовку, а затем отправляетесь в открытый космос. Долетаете до луны, пролетаете по ее орбите еще 100 километров, а затем возвращаетесь обратно", — говорит компании Space Adventures Тома Шелли.

Стоимость полета очень высока — $150 млн. Есть еще и другие услуги, например, можно пробыть 2 недели на Международной космической станции уже за $100 млн, а пребывание в открытом космосе обойдется желающим в $15 млн за 1,5 часа. Пока услугами космического туризма воспользовалось только семь человек: Деннис Тито (бизнесмен), Марк Шатлворс (южноафриканский предприниматель, создатель Canonical (разработчик Linux-дистрибутива Ubuntu), Грегори Ольсен (изобретатель и предприниматель), Анушех Ансари (основательница компании Telecom Technologies), Чарльз Симони (основатель Intentional Software, бывший сотрудник Microsoft), Ричард Гэрриот (предприниматель, разработчик серии игр Lineage и Ultima), Гай Лалиберте (один из основателей Cirque du Soleil). Были и еще 7 желающих, которые готовились,но не смогли принять участие из-за разных причин. А Ричард Гэрриот даже сделал операцию на печени, без проведения которой он не смог бы выйти в открытый космос.

Экспедиция скрывает и немало "подводных камней", например, деньги не возвращают, если клиенту отказали после прохождения медицинских обследования и подготовки. Японский бизнесмен Дайсуке Эномото по этой причине подал на компанию Space Adventures в суд, однако, иск был отклонен судом.

В январе 2008 года Space Adventures поглотила компанию Zero Gravity Corporation, которая предлагала всем желающим испытать ощущение пребывания в открытом космосе не отправляясь туда физически. Полет, в котором принимало участие 5-7 человек, проходил на борту Boeing 727, который набрав высоту свыше 6 километров опускался под углом 45 градусов. В момент "падения" гравитация стремится к нулю и все участники полета парят в воздухе. Такое приключение продавалось за $5 000.

Компания Ричарда Бренсона Virgin Galactic уже совершила несколько тестовых запусков SpaceShipTwo — корабля, который будет доставлять первых туристов в космос. 31 октября 2014 состоялся последний тестовый запуск, который закончился катастрофой — аппарат разбился, а пилот погиб. Билеты на полет в космос заказали уже более 600 человека, не смотря на неудачный опыт и то, что дата начала полетов неизвестна. Стоимость билета на полет, длящийся несколько часов, из них в невесомости экипаж проведет 5-6 минут, около $300 000, а среди желающих есть немало известных личностей: Стивен Хокинг, Том Хэнкс, Эштон Кутчер, Брэд Питт и Анжелина Джоли.

Эксперты считают, что развитие космических технологий сделает полеты в космос реальными для обычных людей, но все-таки они еще будут стоить достаточно дорого для обычных людей. Даже сумма в $5 млн — прогнозируемая стоимость полета через 5 лет, не позволит считать полеты туризмом. Исследователи считают, что цена существенно снизится только в 2022 году.

Высадка на Луне была огромным скачком для человечества — и для компаний, стоявших за проектом. Общая стоимость программы «Аполлон» составила около $25,4 млрд, то есть примерно $152 млрд в сегодняшних ценах. Эти деньги попадали к гигантам вроде Boeing (один из создателей ракеты «Сатурн-5»), известным брендам вроде Velcro (чьи крепления удерживали вещи на месте в космосе) и некоторым неожиданным компаниям, таким как Hammond Organ (производитель клавишных инструментов, который создал механические таймеры и часы для космического корабля «Аполлон»).

Самым примечательным в высадке на Луну было то, как мало времени на это потребовалось. Президент Кеннеди предложил НАСА высадить человека на Луну, и спустя всего восемь лет это произошло. Значит, развитие технологий пошло быстрее, чем могло бы в иных условиях, как говорит Элла Аткинс из Института инженеров электротехники и электроники. Быстрое создание и внедрение тестовых моделей было бы невозможно без такой программы, считает она. Опыт, накопленный такими компаниями, как Honeywell и Motorola, помог перенести такие отрасли, как авионика и связь, на десятилетия в будущее.

«Аполлон» не просто развивал технологии. Он развивал и способы ведения бизнеса. В статье, опубликованной в февральском выпуске Forbes за 1968 год, менеджер НАСА Джордж Мюллер объяснил, как он разделил большую и сложную программу «Аполлон» на более мелкие «пакеты» программ, в каждом из которых был свой менеджер. Такая организационная структура облегчила бесперебойную работу проекта, и Boeing с учетом своего опыта скопировал её при разработке 747.

Кроме того, опыт работы над «Аполлоном» побудил его подрядчиков развивать новые виды бизнеса. Например, компания Black & Decker (ныне Stanley Black & Decker) использовала свой опыт разработки инструментов для программы «Аполлон» на некоторых потребительских товарах с батарейным питанием, которые составляют основу его годовой выручки в $14 млрд. Компания Plantronics (ныне Poly) использует наушники, которые были изготовлены для миссии «Аполлон», как основу для разработки тех наушников, которые она создает сегодня для самых разных сфер: от авиации до игр.

Читайте также:  Алкатель ван тач идол альфа

Возможно, лучше всего обо всем этом сказал Малкольм Форбс, написав в 1968 году, что «источниками наших будущих прорывов в знаниях будут захватывающие области, которые необходимы для того, чтобы добраться до Луны и дальше».

«Аполлон» в цифрах

(все суммы в долларах — в ценах 1969 года, сегодня они были бы примерно в семь раз больше)

Расходы на миссию

$25,4 млрд — общая стоимость проекта «Аполлон» с 1960 по 1973 год.

$355 млн — стоимость одного только «Аполлон-11».

$185 млн — стоимость ракеты «Сатурн-5», которая отправила астронавтов на Луну.

$55 млн — стоимость командного модуля, в котором Коллинз оставался на лунной орбите, пока Армстронг и Олдрин совершали посадку.

$40 млн — стоимость лунного модуля, известного как «Орел».

Факты и числа о миссии

24 236 миль в час (39 000 км/ч) — скорость, с которой астронавты двигались в момент, когда корабль «Аполлон» был отправлен с земной орбиты на Луну.

4 дня 12 часов 24 минуты 15 секунд — время, которое прошло с момента взлета с Земли до того, как Нил Армстронг впервые шагнул на поверхность Луны.

48,5 фунта (22 кг) — вес камней и почвы, которые Нил Армстронг и Базз Олдрин принесли с поверхности Луны.

$1,1 млрд — примерная стоимость этих камней, определенная на основе опубликованных результатов оценки лунных камней, в уголовном деле против трех стажеров НАСА, которые украли лунные камни, хранившиеся в сейфе в лаборатории Космического центра им. Джонсона в Хьюстоне. Три вора были задержаны ФБР благодаря спецоперации, проведенной при участии бельгийского коллекционера камней, и в конце концов признали себя виновными.

Частный сектор и «Аполлон»

3300 кв. дюймов (2 кв. м) — общая поверхность внутри корабля «Аполлон», покрытая креплениями Velcro. НАСА стало одним из первых крупных клиентов Velcro, и ее крепления использовали для фиксации предметов внутри корабля так, чтобы они не летали вокруг. Velcro разработала и специальную металлическую версию, чтобы прикрепить к кораблю тепловые щиты.

$453 млн — сумма, которую НАСА потратило на контракты с компаниями частного сектора, оказывавшими услуги его подразделениям в 1968 году. В тот год с НАСА работали около 28 500 подрядчиков.

$1,08 млрд — сумма, которую один из подрядчиков НАСА — Североамериканское космическое подразделение Rockwell (позднее вошедшее в состав Boeing) — выплатил субподрядчикам в ходе работ в рамках программы «Аполлон».

100 — число зеркальных отражателей, произведенных для лазерного ретрорефлектора компаниями Heraeus и Bendix Corporation. Ретрорефлектор использует лазер, чтобы вычислить расстояние от Земли до Луны с точностью до миллиметра. Он продолжает и сегодня делать измерения, которые используются для того, чтобы GPS-спутники оставались синхронизированными и точными и вы не заблудились по пути на встречу.

60% — доля интегральных микросхем, которые были изготовлены специально для компьютеров программы «Аполлон» на ее пике. Интегральные микросхемы тогда были относительной новинкой, но «Аполлон» щедро потратился на эту технологию, которая лежит в основе современных компьютеров.

$15,5 млн — стоимость контракта между НАСА и Motorola, которая разработала спутниковую систему передачи данных и цифровые системы для программы «Аполлон». Именно транспондер Motorola отправил слова Нила Армстронга о «гигантском скачке» слушателям на Земле, и технология стала фундаментом телекоммуникационного оборудования, которое компания по-прежнему производит сегодня.

Из чего состоял «Аполлон-11»

Спутниковая система передачи данных

Изготовитель: Motorola Inc.

Цена: $15,5 млн

Подсистема посадки на Землю

Изготовитель: Northrop Grumman (тогда Northrop Corp.)

Цена: $58,9 млн

Электростанция на топливных элементах

Изготовитель: Pratt and Whitney (тогда United Aircraft)

Цена: $95,1 млн

Криогенный резервуар

Изготовитель: Beechcraft (тогда Beech Aircraft)

Цена: $38,8 млн

Маршевая двигательная установка

Изготовитель: Aerojet Rocketdyne (тогда Aerojet Liquid Rocket Co.)

Цена: $117,6 млн

Баки горючего и окислителя в двигательной установке

Изготовитель: General Motors

Цена: $15,9 млн

Механические таймеры и часы

Изготовитель: Hammond Organ Co.

Цена: $3,2 млн

Подсистема стабилизации и управления

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector