Условия видимости нерегулируемый пешеходный переход

Условия видимости нерегулируемый пешеходный переход

Нерегулируемый пешеходный переход, согласно статистическим данным, чаще всего становится причиной аварий на дороге. Регулироваться такие отношения будут нормами законодательного значения. В 2018 году законодатель внёс некоторые коррективы в такие положения. На федеральном уровне закреплены правила дорожного движения, где даётся определение рассматриваемого перехода.

Разновидности переходов

ПДД рассматривает нерегулируемый пешеходный переход, равно как и регулируемый. Переход понимается законодателем как место на дороге, оснащённое специальной разметкой. В такой местности устанавливается звуковой сигнал и знаки, чтобы пешеходы имели возможность передвигаться по трассе в безопасных условиях. Зачастую на таких участках устанавливаются светофорные аппараты. Правые нормы указывают на то, что отсутствие на дорожном полотне рассматриваемых знаков говорит о невозможности пересекать проезжую часть в этом месте.

Перекрёсток также может являться местом расположения переходов. Такой пункт содержится в законодательных положениях. Расположен он может быть и на иных участках трассы. Как и в Европе закреплено, что ширина переходов должна быть равна такой разметке, как зебра. Если же указанный тип разметки отсутствует на дорожном полотне, автомобилист понимает, что перед ним переход благодаря установленным знакам. На таких табличках изображаются чёрными красками человек, который переходит по зебре. Знак имеет форму прямоугольника, он синего цвета. В нём выделен треугольник белой цветовой гаммы.

На практике выделяют несколько разновидностей переходов. Они устанавливаются с целью пропустить пешехода с одной стороны дороги на другую.

  • нерегулируемые такие пешеходные переходы;
  • регулируемые.

Каждая разновидность требует отдельного рассмотрения.

Тот, что регулируется

Говоря о том, что такое нерегулируемый пешеходный переход, стоит уточнить, что регулировать согласно ГОСТ переходы положено светофором. В данном случае на участке дороги происходит регулирование посредством специального устройства. Наличие освещения не играет роль в определении рассматриваемых понятий. Стоит отметить, что при поломке светофоре переход в автоматическом порядке начинает относиться к категории нерегулируемых. Аналогичное правило распространяется и на те ситуации, когда устройство мигает жёлтым цветом.

Проезд автомобилистов по переходу в случае загорания разрешающего сигнала светофора не допускается. Это говорит о необходимости пропустить пешеходов. Проезжать можно, когда человек дошёл до противоположной стороны дороги. Зачастую в прессе и иных изданиях можно увидеть фото, когда водитель нарушает установленные правила и не пропускает человека. Данное нарушение карается посредством штрафа.

Когда дорога имеет большую ширину, то при включении разрешающего сигнала человек может успеть дойти лишь до середины покрытия. В этой ситуации автомобилист должен дождаться, когда человек дойдёт до островка, на котором ему будет безопасно переждать время действия запрещающего сигнала. Указанные островки располагаются, как правило, посередине дороги. После загорания вновь сигнала, который позволяет идти дальше – пешеход без препятствий достигает противоположной стороны.

Нерегулированный пешеходный переход, равно как и регулируемый, предусматривает, что на него нельзя заезжать в том случае, когда за его пределами образовалась пробка. Это связано с тем, что водитель будет располагаться на разметке, чем мешать пешеходам передвижению по нему.

Кроме того, законодатель указывает:

  1. Запрещается останавливаться на переходах. Расстояние в данной ситуации равно пяти метрам. Это правило распространяется до и после разметки.
  2. Также нельзя совершать стоянку на указанном расстоянии от перехода.

Когда рассматривается ситуация, что образовался затор – правила насчёт пяти метров не распространяются на водителей. Это говорит о том, что они имеют возможность остановиться ближе чем в пяти метрах от рассматриваемой разметки. Однако, перо законодателя отражает запрет размещения авто на переходе в любом случае. Это касается и заторов в том числе. Остановка должна совершаться непосредственно перед пешеходом.

В ход пошли правила, которые указывают на необходимость пропуска пешеходов, обладающих тростью белого цвета. Это связано с тем, что они слепы и с помощью трости подают сигналы. Кроме того, требуется запомнить, что пешеходам в некоторых ситуациях законодательные положения позволяют переходить дорогу в тех местах, где нет специальной разметки. Это относится к тем случаям, когда нет ограждений и полос, обладающих разделительным значением. Убедиться необходимо, что в зоне видимости нет пешеходных переходов. Также не должно быть рядом перекрёстков.

Человек должен учитывать, что в описанной ситуации он не обладает преимуществом. Это подразумевает, что перед выходом на дорожное полотно понадобиться убедиться в отсутствии транспортных средств. Кроме того, учёту подлежит расстояние до приближающейся машины и её примерная скорость передвижения. Это нужно, чтобы не создать проблем для движения автомобилистов. Переходят проезжую часть по тому пути, который является самым коротким. В этом случае речь идёт о перпендикулярном пересечении трассы.

Автомобилистам рекомендуется принимать всевозможные меры к тому, чтобы успеть затормозить или иным образом минуть пешехода, которые пересекает часть дороги в неположенном месте. Специалисты указывают, что требуется переместить ногу на педаль тормоза. Данное требование нужно выполнить независимо от того, какое расстояние осталось до перехода. В случае создания опасности для здоровья и жизни пешехода- тормозить следует немедленно.

Повышенный уровень опасности относится и к остановкам общественного транспорта. Это связывается с тем, что транспорт, который остановился, отъезжает или подъезжает может собой закрыть человека, переходящего дорожное полотно. К тому же, люди часто опаздывают на работу, учёбу не смотрят по сторонам и бегут к автобусам. Указанные положения требуется помнить при движении в непосредственной близости с остановками транспорта.

Стоит учитывать, что в законодательных положениях отражается необходимость пропуска пешеходов, которые двигаются от остановившегося транспорта или подходят к нему. Это правило относится к тем случаям, когда высаживают людей на проезжей части либо на площадке рядом с таким участком дороги. Отражённые положения в полной мере относятся к остановкам трамвая. Когда указанное средство передвижения окончило высадку или посадку людей и всё равно стоит на месте – водитель авто имеет правомочия начать движения, однако, его скорость должна быть минимальной. Это связано с тем, что он сможет остановиться достаточно быстро в случае необходимости.

Также водители должны проявлять бдительность на тех участках дороги, где производится посадка или высадка в автомобиль, оснащённый знаками о перевозке детей. Возникает опасность, что ребёнок выскочит на проезжую часть из-за автобуса и водитель машины не сможет вовремя затормозить. Последствия могут быть весьма плачевны. Разумность детей в рассматриваемой ситуации может не учитываться, так как связывается с их возрастом. Ответственность в полной мере возлагается на автомобилиста. Тот, кто перевозит детей должен включить аварийную сигнализацию, чтобы иметь возможность предупредить остальных людей, управляющих транспортными средствами. Когда водитель на проезжей части замечает описанный авто с указанными знаками – он должен снизить скорость своего передвижения и по необходимости затормозить, чтобы дети прошли через дорогу.

Нерегулируемые

ПДД нерегулируемый пешеходный переход устанавливает новые правила. В данном случае речь пойдёт про нанесённую на дорожное полотно разметку, указывающую на наличие зоны для перехода людей. Нововведением стал пункт 14.3 ПДД, который установил правила поведения автомобилистов относительно пересечения переходов, которые регулируются. В таком случае человек, переходящий дорожное полотно, обладает преимуществом перед тем, кто двигается на авто. последний должен пропускать пешехода. Это относится и к тем ситуациям, когда у водителя загорается светофор зелёным цветом. Запрещается издавать звуковые сигналы авто, чтобы подгонять тех, кто идёт пешком. Совершение перечисленных действий карается согласно законодательным положениям штрафными санкциями.

Новая редакция рассматриваемого акта отражает изменение некоторых понятий и определений. Это касается так называемых нерегулируемых переходов. Если в старом исполнении законодатель указывал на то, что водитель в любой ситуации должен пропустить пешехода, то сейчас требования сменились на уступить дорогу. Если на первый взгляд ничего не изменилось, то с юридической точки зрения корректировки носят кардинальный характер. Понимается такая ситуация, что по старым правилам автомобилист должен был остановиться и пропустить человека, который только зашёл на переход. То есть подразумевается необходимость ждать, когда человек перечёт всю зебру.

В новой редакции отражена необходимость водителя затормозить на том участке, который непосредственно пересекается человеком. То есть, когда он переходит на другую полосу – этот автомобилист может продолжать движение. В большей степени в данном случае также защищаются правомочия пешеходов. Это связано с тем, что водитель может не затормозить, тогда человеку придётся изменить скорость передвижения или двигаться по иной траектории.

Формулировка относительно уступи дорогу понимается так:

  • водитель имеет правомочия продолжать двигаться на авто, когда пешеход находится далеко от этого участка;
  • когда человек располагается на тротуаре и не совершает движений – пропускать не требуется.

Данный подход необходим для того, чтобы простимулировать населений в быстром темпе двигаться по переходам. Устраняется проблема, связанная с образованием всевозможных пробок. Указанное правило полезно в большей степени для тех городов, которые отнесены к категории мегаполиса. В больших городах проблема заторов весьма распространена. По этой причине автомобилисту приходится тормозить прямо на переходах, чтобы пропустить людей. Однако, это прямо запрещено положениями ПДД.

Рассматриваемый закон предусматривает возможность не применения к водителю ответственности в ситуации, когда он успел затормозить и предотвратить печальные последствия. Если же авто располагается на разметке, когда на дороге заторы – к автомобилисту применяются меры наказания. Это связано с тем, что создаётся помеха для нормального передвижения людей по проезжей части. Кроме того, понижается процент видимости для других транспортных средств, в результате чего повышается вероятность аварий. В указанных ситуациях люди могут попасть в ДТП и им причиняются разного рода травмы.

Законодатель устанавливает запрет относительно разворотов на пешеходных переходах, движения назад и оставления авто на разметках. Это связывается с тем, что на практике пешеходная зона рассматривается как отдельный участок, на котором действуют отдельные положения законодательства. Помимо отражённых правил в законодательство добавлены положения относительно путей, по которым передвигаются трамваи. За счёт отражённых положений получилось убрать спорный момент, который имел место в старой редакции правил.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гайфуллин Владислав Махмутьянович, Денисова Ольга Олеговна

В статье рассматривается решение проблемы видимости пешехода на нерегулируемых пе0 шеходных переходах в условиях стесненного движения путем повышения видимости дорожных знаков «Пешеходный переход» за счет расположения их над проезжей частью на тросах0растяж0 ках, а также повышения видимости пешехода за счет использования элементов со световозвра0 щающим эффектом.

Читайте также:  Звукоизоляция стен в квартире от соседей отзывы

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гайфуллин Владислав Махмутьянович, Денисова Ольга Олеговна

Текст научной работы на тему «О проблеме обеспечения видимости на нерегулируемых пешеходных переходах»

Гайфуллин В.М., Денисова О.О.

Южно-Уральский государственный университет Е-mail: trans@susu.ac.ru

О ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИДИМОСТИ НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

В статье рассматривается решение проблемы видимости пешехода на нерегулируемых пешеходных переходах в условиях стесненного движения путем повышения видимости дорожных знаков «Пешеходный переход» за счет расположения их над проезжей частью на тросах-растяжках, а также повышения видимости пешехода за счет использования элементов со световозвращающим эффектом.

Ключевые слова: наезд на пешехода, нерегулируемый пешеходный переход, обеспечение видимости, безопасность пешехода, организация движения, треугольник видимости, элементы со световозвращающим эффектом.

По данным статистики, в России каждое третье дорожно-транспортное происшествие связано с наездом на пешеходов. В 2010 году в нашей стране было зафиксировано 68 483 такие аварии, что составляет 34,3% от общего числа ДТП. Пешеходы остаются самой незащищенной категорией участников дорожного движения, а число погибших по-прежнему велико.

Каждый четвертый (23,4%) наезд на пешехода совершен на пешеходном переходе. В 16 296 (+0,7) ДТП погибло 1042 (-4,2) и получили ранения 16 427 (+1,2) человек. В большинстве случаев наезды на пешеходов на пешеходных переходах совершены по вине водителей (85,5%). В 13 932 (+2,8) дорожно-транспортных происшествиях 868 (-8,0) человек погибли, 14 170 (+3,8) были ранены [1].

Для сравнения в г. Челябинске за период 2010 г. из-за нарушения правил проезда пешеходного перехода произошло 241 (38%) ДТП, из-за управления ТС без права на управление -48 (8%)ДТП, из-за неправильного выбора дистанции — 117 (18%) ДТП, из-за выезда на встречную полосу — 67 (10%) ДТП, из-за превышения

скорости — 35 (6%) ДТП, другие — 131 (20%) ДТП (рисунок 1).

При наезде автомобиля на пешехода последний оказывается в худшем положении, чем сидящий за рулем водитель. Разные «весовые категории» (с одной стороны — тяжелый металлический автомобиль, который весит больше тонны, а с другой — уязвимое человеческое тело) приводят к трагическим последствиям. Тяжесть последствий в среднем по стране в 2010 году составила 12 погибших на 100 пострадавших. Организаторы движения в основном сосредотачивают свое внимание лишь на обеспечении безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, пешеходы же остаются незащищенными и уязвимыми даже на пешеходных переходах. И если пешеход на регулируемом пешеходном переходе находится в относительной безопасности, то на нерегулируемом безопасность пешехода резко ухудшается.

Как отметил заместитель министра внутренних дел по транспортной безопасности Виктор Кирьянов, «анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов показыва-

□ Нарушение правил проезда пешеходного перехода,%

□ Управление ТС без права 38% на управление,%

□ Неправильный выбор дистанции,%

□ Выезд на встречную полосу,%

Рисунок 1. Количество ДТП по причине нарушений ПДД водителями в г. Челябинске за 2010 г.

ет, что большинство из них связано с отсутствием безопасных условий для пешеходного движения, и прежде всего это относится к соответствующему оборудованию пешеходных переходов: их освещению, оборудованию светофорной сигнализацией, дорожными знаками, дорожной разметкой, применением искусственных неровностей, разделением транспортных и пешеходных потоков, ограждением проезжей части».

Применение на пешеходных переходах технических средств организации дорожного движения, таких как дорожные знаки и разметка, не всегда эффективно [2]. Дорожная разметка имеет свойство стираться, и очень часто она практически отсутствует на проезжей части. Дорожные знаки не всегда видны из-за листвы разросшихся деревьев или припаркованных с нарушением правил дорожного движения транспортных средств. Также следует отметить, что видимость дорожных знаков «Пешеходный переход», расположенных справа, практически отсутствует, если водитель двигается во второй, третьей или четвертой полосе, в условиях стесненного движения, а также в темное время суток. Поэтому для обеспечения безопасности движения дорожные знаки «Пешеходный переход» целесообразно располагать над проезжей частью, то есть над нерегулируемыми пешеходными переходами, на тросах-растяжках.

Высота установки знака составляет 5-6 м, аналогично знакам «Направление движения по полосе».

На рисунке 2 предложена схема организации нерегулируемого пешеходного перехода. Дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» (1) располагаются над проезжей частью, такой способ установки позволит водителям видеть дорожные знаки «Пешеходный переход» со всех полос движения. Дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 (2), расположенные справа на стойках, также должны обеспечить необходимую информативность. Предупреждающий дорожный знак 1.22 (3) располагается на расстоянии вне населенных пунктов за 150-300 м от пешеходного перехода, а в населенных пунктах — за 50-100 м от перехода, расположенного за поворотом или переломом дороги.

Разметка 1.14.2, выполненная красно-белыми полосами (4), привлечет внимание водителей и пешеходов, тем самым в значительной степени уменьшит количество ДТП с пешеходами, а стрелы разметки укажут направление движе-

ния пешеходов, а также увеличат интенсивность движения и пропускную способность.

Нерегулируемый пешеходный переход следует дополнить искусственным освещением, которое будет осуществляться посредством двух прожекторов (6), направленных в противоположные стороны и тем самым полностью освещающих пешеходный переход. Несмотря на менее интенсивное дорожное движение в темное время суток, ДТП с пешеходами в этот период случаются чаще и оказываются более тяжкими, чем днем. В связи с этим искусственное освещение играет огромную роль на нерегулируемых пешеходных переходах. Для сохранения безопасности в темное время суток переход обязательно должен быть оборудован специальным освещением. Для того чтобы привлечь внимание водителей, освещение будет включаться автоматически с помощью двух датчиков движения (5), расположенных в начале и в конце пешеходного перехода. При появлении человека в зоне охвата датчика, то есть как только пешеход подойдет к пешеходному переходу, мгновенно включится освещение. Тем самым водитель не только будет знать о наличии пешехода на переходе, но и будет его отчетливо видеть в темное и сумрачное время суток, а также в условиях недостаточной видимости.

Предложенный вариант обеспечения безопасности дорожного движения пешехода путем усовершенствования организации нерегулируемого пешеходного перехода является несколько сложным из-за того, что он требует определенных материальных затрат. Но существуют и другие, более простые и доступные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пешехода, которые будут рассмотрены ниже.

В настоящее время проблема несоблюдения правил остановки и стоянки транспортных средств вдоль тротуара, а также в зонах нерегулируемых пешеходных переходах становится актуальной. Особенно важной эта проблема становится в крупных городах, где уровень автомобилизации постоянно растет. В соответствии с пунктом 12.4 Правил дорожного движения остановка транспортных средств запрещена на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними.

Поставим задачу о том, на каком расстоянии водитель транспортного средства должен отчетливо видеть пешехода, стоящего на краю тротуара и готовящегося ступить на нерегули-

руемый пешеходный переход, чтобы не допустить наезда при условии, что его обзор закрывает, например, грузовой автомобиль.

Определить это минимальное расстояние 8ПП можно по формуле:

где Ва — ширина транспортного средства, стоящего у тротуара и закрывающего обзор, м;

Вс — высота транспортного средства, стоящего у тротуара и закрывающего обзор, м;

ъ — боковой зазор между транспортными средствами, м;

ау — расстояние от водителя до боковой стороны транспортного средства, м.

Остановочный путь движущихся транспортных средств определяется по формуле [3]:

Єот = (Ч + Ч + 0,5Ч) • V + ‘ Э а

где Ц — время реакции водителя, с;

Ч — время срабатывания тормозного привода, с;

Ц — время нарастания замедления до максимального значения, с;

Кэ — коэффициент эффективности торможения;

Ф — коэффициент сцепления шин с дорогой;

3,6 и 254 — коэффициенты размерности.

Приведем пример определения минимального расстояния от пешеходного перехода до места, где разрешена остановка и стоянка транспортных средств.

Максимальная разрешенная скорость движения составляет Уа = 60 км/ч, коэффи-

1- дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход»;

2 — дорожный знак 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;

3 — дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход»;

4 — дорожная разметка 1.14.2;

5 — датчик движения;

7 — движущееся транспортное средство

Рисунок 2. Схема организации нерегулируемого пешеходного перехода

циент сцепления шин с дорогой Ф = 0,4 (мокрое асфальтобетонное покрытие), коэффициент эффективности торможения Кэ= 1, время реакции водителя Ц = 1,5 с (характерно появление групп из двух пешеходов), срабатывания тормозного привода ^ = 0,1 с, время нарастания замедления до максимального значения ^ = 0,2.

Принимаем в качестве примера грузовой автомобиль Камаз-5511. Расстояние от водителя до боковой стороны транспортного средства ау = 1 м. Зазор между транспортными средствами принимается согласно минимальному безопасному значению при движении транспортных средств на рассматриваемой скорости ъ = 1 м. Ширина автомобиля Камаз-5511, закрывающего обзорность, Ва = 1,7 м, а высота Вс = 2,9 м.

Остановочный путь согласно формуле (2) будет равен 8от = 63,8 м.

Минимальное расстояние до пешеходного перехода, на котором должна быть запрещена остановка, в соответствии с формулой (1) составит 8ПП = 50 м.

Поэтому, чтобы водитель мог увидеть подходящего к пешеходному переходу пешехода, должен быть обеспечен треугольник видимости (рисунок 3).

В пределах треугольника видимости не допускается зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм), деревьев и кус-

тарников высотой более 0,5 м. Соответственно запрещена и остановка транспортных средств, что очень часто в крупных городах не соблюдается.

Также для обеспечения видимости пешехода следует более тщательно проработать пункт 14.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, который говорит о том, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов. А, например, в Англии правила дорожного движения гласят, что запрещается опережать движущееся транспортное средство, наиболее близко расположенное к пешеходному переходу, а также транспортное средство, остановившееся перед нерегулируемым пешеходным переходом с целью уступить дорогу пешеходам.

Читайте также:  Garmin connect apple watch

Для обеспечения видимости пешехода в темное время, а также для предупреждения случаев наезда автомобилей на пешеходов необходимо использовать элементы со световозвращающим эффектом. Световозвращатель прикрепляется к одежде, коляскам, велосипедам и делает пешеходов видимыми на дороге в сумрачное и темное время суток при попадании света автомобильных фар. Риск попадания в дорожно-транспортные происше-

1, 2 — транспортные средства; 3 — пешеходный переход.

Рисунок 3. Треугольник видимости в зоне нерегулируемого пешеходного перехода

ствия со смертельным исходом для пешехода, не использующего светоотражателя, является десятикратным по сравнению с пешеходом, использующим отражатель. Без светоотражателя пешеход виден с 30-50 м, а при его наличии — с 300-400 м.

Следует также отметить, что, например, в Финляндии требование об обязательном внедрении катафотов было введено Законом о дорожном движении еще в 1982 г. Оно распространялось на пешеходов, передвигающихся в темное время суток не по тротуару или велосипедной дорожке. С 1 января 2003 г. пешеходы обязаны носить катафоты при движении в темноте по любой дороге. Наличие катафота или включенного фонарика в Литве и Эстонии обязательно для всех, кто оказывается в темное время суток на дороге вне населенного пункта.

В России же пока обязать пешеходов использовать на одежде световозвращающие материалы на сегодняшний день не представляется возможным. В этой связи по инициативе МВД России постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. №767, а также Правилами дорожного движения (п. 4.1) предусматривается, что «при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». Данная норма является рекомендательной и направлена на обучение населения современной культуре поведения на дорогах.

Массовое использование в одежде и предметах личного пользования светоотражающих элементов — один из самых простых, но эффективных способов, с помощью которого пешеходы могут быть более заметными на дороге в темное время суток.

Таким образом, можно сделать вывод, что наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах являются большой проблемой. В зависимости от условий, таких как интенсивность движения, месторасположение, ширина проезжей части, наличие средств организации дорожного движения, видимость и др., для уменьшения числа ДТП с пешеходами необходимо проводить следующие мероприятия.

1. Установить освещение на всех нерегулируемых пешеходных переходах в соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Качественное освещение улиц и дорог оказывает существенное влияние на снижение числа ДТП с пешеходами. Освещение дорог снижает количество погибших на 65%, раненых — на 30%, и материальный ущерб от ДТП снижается на15%. Освещение дорог оказывает более сильное влияние на количество ДТП с пешеходами в темное время суток, чем на другие виды происшествий [4]. Эти результаты получены в результате большого количества исследований, проводимых в течение длительного периода времени во многих странах. Также можно отметить, что особенно влияет освещение в темное время на количество ДТП с пешеходами (снижение составляет около 50%).

2. Для улучшения видимости необходимо размечать нерегулируемые пешеходные переходы красными и белыми полосами, выполненными с помощью холодного пластика со светоотражающими стеклошариками (опыт Москвы и Санкт-Петербурга).

3. Для упорядочения пешеходного движения на нерегулируемых пешеходных переходах с высокой интенсивностью движения наносить разметку 1.14.2 также красными и белыми полосами.

4. Наносить перед нерегулируемыми пешеходными переходами «шумовую разметку» по ГОСТ Р 52605-2006 и ГОСТ Р 52766-2007.

«Шумовая разметка» — специальная линия рельефного холодного двухкомпонентного пластика, которая создает не только шумовой, но и вибрационный эффект и заставляет водителя соблюдать скоростной режим. Данный вид разметки используется в г. Москве и г. Кемерово.

5. Оборудовать остановочные пункты пешеходными дорожками и тротуарами для создания безопасных условий для движения пешеходов.

Пешеходные дорожки должны физически отделять движение пешеходов от движения транспортных средств, снижая степень риска попадания в ДТП пешеходов.

6. Обеспечить треугольник видимости, а также пересмотреть пункт правил 12.4, а также запретить остановку и стоянку на расстоянии 50 м от пешеходного перехода.

7. В темное время необходимо законодательно закрепить применение в одежде, а также в

предметах личного пользования элементов со Предложенные в статье мероприятия способ-

световозвращающим эффектом не рекоменда- ны существенно повысить безопасность пешехо-

тельно, а в обязательном порядке. дов на нерегулируемых пешеходных переходах.

1. БТОР-газета. №3 (167) 2011.

2. Гайфуллин, В.М. Безопасность пешехода / В.М. Гайфуллин // Современное состояние и инновации транспортного комплекса: Материалы Международной научно-технической конференции / ПГТУ. — Пермь, 2008. С. 259-263.

3. Енина, Е.И. Повышение условий видимости в зоне нерегулируемых пешеходных переходов / Е.И. Енина // Проблемы и перспективы развития евроазиатских транспортных систем: Материалы Международной научно-практической конференции / ЮУрГУ. — Челябинск, 2009. С. 163-166.

4. Гайфуллин, В.М. Вопросы повышения освещенности на нерегулируемых пешеходных переходах / В.М. Гайфуллин, А.В. Куприна // Проблемы и перспективы развития евроазиатских транспортных систем: Материалы третьей Международной научно-практической конференции / ЮУрГУ. — Челябинск, 2011. С. 277-280.

Сведения об авторах:

Гайфуллин Владислав Махмутьянович, старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта АТ факультета Южно-Уральского государственного университета Денисова Ольга Олеговна, студентка 5 курса кафедры эксплуатации автомобильного транспорта АТ факультета Южно-Уральского государственного университета 454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, 85, Южно-Уральский государственный университет, корпус 2, аудитория 268а, 272 а, тел.: (351)267-91-21; 267-94-16; 8(351)267-98-74, е-та11:1гаш@8ши.ас.т

Gayfullin V.M., Denisova O.O.

South ural state university, e-mail: trans@susu.ac.ru

ON THE PROBLEM OF VISIBILITY ON UNREGULATED PEDESTRIAN CROSSINGS

The authors describe a solution to the problem of visibility of a pedestrian on unregulated pedestrian crossings in a given movement by raising the visibility of road signs «pedestrian crossing» through their location above the carriageway on the wire-braced, as well as to increase the visibility of pedestrian through the use of elements with a reflective effect.

Key words: hit of a pedestrian, unregulated crosswalk pedestrian safety, visibility, the traffic triangle likely items with a reflective effect.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ким Павел Анатольевич, Озорнин Сергей Петрович, Масленников Василий Геннадьевич

Рассмотрены основные проблемы обеспечения безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах в условиях ограниченной видимости в темное время суток. Изучены многочисленные экспериментальные данные. Приведены результаты расчета снижения риска наезда на пешеходов при наличии освещения пешеходных переходов и внедрении новых технологий их оформления.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ким Павел Анатольевич, Озорнин Сергей Петрович, Масленников Василий Геннадьевич

REDUCING RISK OF VEHICLE-PEDESTRIAN ACC >The main problems of ensuring pedestrian safety on unregulated pedestrian crossings under conditions of reduced visibility in the dark are cons >pedestrian crossing lighting and implementation of new design technologies.

Текст научной работы на тему «Снижение риска наезда на пешеходов в условиях ограниченной видимости на нерегулируемых пешеходных переходах»

СНИЖЕНИЕ РИСКА НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

© П.А. Ким1, С.П. Озорнин2, В.Г. Масленников3

Забайкальский государственный университет, 672029, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.

Рассмотрены основные проблемы обеспечения безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах в условиях ограниченной видимости в темное время суток. Изучены многочисленные экспериментальные данные. Приведены результаты расчета снижения риска наезда на пешеходов при наличии освещения пешеходных переходов и внедрении новых технологий их оформления. Ил. 4. Табл. 4. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: пешеход; нерегулируемый пешеходный переход; безопасная скорость по условиям видимости дороги; расстояние видимости пешехода; величина риска наезда на пешехода.

REDUCING RISK OF VEHICLE-PEDESTRIAN ACCIDENTS ON UNREGULATED PEDESTRIAN CROSSINGS UNDER CONDITIONS OF REDUCED VISIBILITY P.A. Kim, S.P. Ozornin, V.G. Maslennikov

Transbaikal State University, 30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita, 672029, Russia.

The main problems of ensuring pedestrian safety on unregulated pedestrian crossings under conditions of reduced visibility in the dark are considered. Numerous experimental data are studied and the calculation results of vehicle-pedestrian accident risk reduction are given under conditions of pedestrian crossing lighting and implementation of new design technologies. 4 figures. 4 tables. 2 sources.

Key words: pedestrian; unregulated pedestrian crossing; safe speed by road visibility conditions; pedestrian visibility distance; risk magnitude of vehicle-pedestrian accident.

Ежегодно в Российской Федерации происходит более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при которых погибает около 30 тыс. и получают ранения более 250 тыс. человек, в том числе дети.

Состояние аварийности на дорогах Российской Федерации за период 2008-2012 гг. отражает статистика Главного Управления ГИБДД РФ, в соответствии с которой около 30% от общего количества зарегистрированных ДТП происходит на пешеходных переходах. Так, за 2012 г. в России зарегистрировано 62484 ДТП на пешеходных переходах, при которых погибли 8127 чел., что составляет 29% от общего количества погибших, и получили ранение 58522 чел., что составляет 22,6% от общего количества раненых. Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к увеличению. Так, например, за 4 месяца 2013 г. на территории РФ произошло уже 4104 ДТП на пешеходных переходах, при которых погибли 460 чел. и получили ранения 3855 чел.

Основным видом ДТП в России является наезд на пешехода, аналогичная ситуация отслеживается и на территории Забайкальского края. Вина водителей при наезде на пешеходов в зоне пешеходного перехода по г. Чите за последние три года установлена в 219 случаях ДТП из 230, что составляет 96,5% (табл. 1).

Около трети всех происшествий связано с неправильным выбором водителями скорости движения. Так, в 2010 г. в Забайкальском крае зарегистрировано 80 наездов на пешеходов, из них 67 произошли на территории краевого центра, в 2011 г. — 410, из них 247 в г. Чите, в 2012 г. — 370, из них 222 в г. Чите. Таким образом, около 62% ДТП данной категории происходит в краевом центре Забайкальского края.

Читайте также:  Зайти или войти в комнату

За период 2010-2012 гг. на территории г. Читы зарегистрировано 1598 ДТП, при которых 163 человека погибли и 1986 получили ранения различной степени тяжести (табл. 2).

1Ким Павел Анатольевич, начальник ОГИБДД УМВД России по г. Чите, подполковник полиции, тел.: 89245080520.

Kim Pavel, Commander of State Road Traffic Safety Inspection of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Chita,

Police Lieutenant Colonel, tel.: 89245080520.

2Озорнин Сергей Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры строительных и дорожных машин, тел.: 89242705332, e-mail: s.ozornin2013.s@ya.ru

Ozornin Sergey, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Construction and Roadmaking Machinery, tel.: 89242705332, e-mail: s.ozornin2013.s@ya.ru

3Масленников Василий Геннадьевич, старший эксперт ЭКЦ УМВД по Забайкальскому краю, майор полиции, тел.: 89145229522.

Maslennikov Vasily, Senior expert of the Criminal Expertize Center of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Transbaikal region, Police Major, tel.: 89145229522.

Статистика наездов на пешеходов

2010 год 2011 год 2012 год

Наезд на пешеходов 233 247 222

На пешеходном переходе 66 87 74

По вине водителя 65 85 69

Ранено 68 86 72

Приведенный анализ аварийности показывает, что основной причиной ДТП является наезд на пешехода -44.9% (702 ДТП) от общего количества ДТП (табл. 3).

_Общее количество ДТП с пострадавшими и погибшими_

Кол-во ДТП Ранено Погибло Кол-во ДТП Ранено Погибло Кол-во ДТП Ранено Погибло

538 651 46 554 668 61 506 607 53

Общее количество наездов на пешеходов_

Кол-во ДТП Ранено Погибло Кол-во ДТП Ранено Погибло Кол-во ДТП Ранено Погибло

233 217 26 247 236 24 222 205 24

Каждое третье ДТП из числа зарегистрированных наездов на пешеходов происходит на пешеходных переходах, что составляет 32,3% (230 ДТП) от общего количества наездов на пешеходов (табл. 4).

Количество наездов на пешеходных переходах

Кол-во ДТП Ранено Погибло Кол-во ДТП Ранено Погибло Кол-во ДТП Ранено Погибло

67 69 2 87 87 6 74 73 4

Участники дорожного движения находятся в неравных условиях. Наиболее уязвимые участники дорожного движения — пешеходы — находятся в значительно менее защищенных условиях по сравнению с водителями автомобилей. Неслучайно около половины от общего числа погибших составляют пешеходы. Пешеходы чувствуют себя незащищенными при переходе проезжей части даже по пешеходному переходу.

Установление основных причин аварийности на дорогах Российской Федерации осуществляется на основе разработанных новых методов экспертиз ДТП с использованием результатов исследований, выполненных профессором В.В. Столяровым [1]. Выполняется диагностика и оценка опасности элементов автомобильных дорог как с фактической, так и с допустимой по ПДД скоростью движения автомобиля, участвовавшего в ДТП (с использованием теории риска). Такой подход полностью соответствует требованиям действующего с июля 2003 г. Федерального Закона Российской Федерации № 184 «О техническом регулировании». В соответствии с требованиями Закона оценку безопасности продукции при эксплуатации (в данном случае при эксплуатации автомобильных дорог) следует выполнять по риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу любой формы собственности, окружающей среде и животным с учетом тяжести этого вреда [1].

В связи с требованиями указанного ФЗ необходимо также своевременно информировать водителей автотранспортных средств (АТС) об изменении режима движения и приближении к нерегулируемому пешеходному переходу с учетом риска возникновения ДТП. Таким образом, проведение дополнительных научных теоретических и экспериментальных исследований, позволяющих снизить аварийность и тяжесть последствий ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах, является необходимым и актуальным.

Статистика ДТП многих стран показывает, что в темное время суток резко повышается опасность движения. Несмотря на то что интенсивность движения в этот период в 5-10 раз ниже, чем в светлое время, доля ДТП составляет 40-60% от их общего числа.

По данным Управления ГИБДД по Забайкальскому краю с 2010 по 2012 г. по г. Чите в темное время суток (с 21 до 06 ч) произошло 132 ДТП, относящихся к категории «наезд на пешехода», что составляет 23% от общего количества наездов на пешеходов. При этом погиб 41 человек и получили ранения различной степени тяжести 129 человек. Графическое отображение статистики подобных происшествий приведено на рис. 1.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Рис. 1. Распределение количества наездов на пешеходов по времени суток в г. Чите (2010-2012)

Происшествия в темное время характеризуются большей тяжестью последствий. Основной предпосылкой повышения опасности движения в темное время суток является резкое снижение эффективности зрительного восприятия водителями состояния дороги и окружающей обстановки, обуславливаемое физиологическими особенностями зрения человека. Если учесть, что до 90% информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, водитель получает при помощи зрения, становятся очевидными снижение надежности его действий в темный период и увеличение вероятности отказа в системе «Водитель — Автомобиль — Дорога — Среда» (ВАДС). Увеличение тяжести последствий ДТП в темное время суток объясняется тем, что водитель в темное время суток позже, чем в дневное время обнаруживает препятствие и, следовательно, в меньшей степени успевает снизить скорость движения. В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость своего автомобиля и, что очень важно, подвержен ослеплению светом фар встречных АТС, а иногда и стационарных источников света. Становится крайне необходимым получение ответа на вопрос — имеется ли техническая возможность предотвратить наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости? Исследование этого вопроса связано с оценкой условий видимости дороги и различных объектов в зоне происшествия с рабочего места водителя.

Исследование начинается с решения вопроса о соответствии выбранной водителем скорости движения АТС расстоянию видимости дороги. Если скорость движения, выбранная водителем, не соответствует этому расстоянию, то расчетным путем устанавливается скорость, соответствующая расстоянию видимости. Лишь после этого можно переходить к решению основного вопроса о технической возможности предотвратить ДТП путем торможения.

Следует различать расстояние видимости дороги Sвд и расстояние Sвп, с которого можно различить конкретное препятствие на дороге. Величина Sвд является достаточно устойчивым параметром и зависит от состояния дорожного покрытия, атмосферных условий, технического состояния автомобиля (правильности регулировки и чистоты его фар, состояния лобового стекла, стеклоочистителей) и субъективных качеств водителя. Значение расстояния Sвп зависит от характеристик видимости предмета (препятствия) — его размеров, формы, степени контрастности по отношению к окружающей среде, степени освещенности, направления и скорости его движения. Так, например, в случае наезда на пешехода величина Sвп зависит от цвета его одежды, роста, a также от того, перемещался ли он по проезжей части или был неподвижным (лежал или стоял на дороге).

Величины Sвд и Sвп зависят от многих факторов, установить их значения в каждом конкретном случае можно, но только в результате проведения следственного эксперимента.

Для решения вопроса о наличии технической возможности предотвращения наезда на пешехода в условиях ограниченной видимости, кроме данных, перечисленных ранее, необходимы дополнительные исходные данные:

— расстояние видимости дороги с рабочего места водителя при движении АТС;

— расстояние, с которого водитель мог различить (обнаружить) пешехода.

Для исследования вопроса о соответствии скорости движения АТС, выбранной водителем, расстоянию видимости дороги следует определить скорость движения АТС, соответствующую расстоянию видимости, расчетным путем по формуле (7.66) [2]:

где Т = Т + Т 2 + 0,5 • ТЗ = 0,3 + 0,1 + 0,5 • 0,35 = 0,575с; Те = 0,3 с — время реакции водителя на дорожные условия; Т2 = 0,1 с — время запаздывания срабатывания тормозного привода; Т3 = 0,35 с — время нарастания замедления; j = 6,8 м/с — установившееся замедление автомобиля при торможении.

При удалении АТС, большем его остановочного пути, следует сделать вывод о наличии у водителя технической возможности предотвращения наезда путем торможения, но при условии, что пешеход был виден водителю в заданный момент времени. Если пешеход не был виден в начальный момент времени, необходимо исследовать вопрос о моменте наступления его видимости. При этом, если расстояние Sen, с которого можно было различить пешехода, окажется больше величины So, следует сделать вывод о том, что водитель имел техническую возможность предотвратить наезд путем торможения, если Sen меньше So — вывод будет противоположным.

Видимость элементов дороги и видимость пешехода на неосвещенном и освещенном пешеходных переходах. Для определения видимости дороги в темное время суток был проведен эксперимент для установления расстояния, на котором проезжая часть будет сливаться с обочиной при ближнем и дальнем свете фар. При проведении эксперимента использовался автомобиль «Mitsubishi Outlander III» 2012 г. выпуска. Автомобиль «Mitsubishi Outlander III» был выставлен на проезжей части на расстоянии 0,5 м от края обочины с включенным ближним светом фар и работающим на средних оборотах двигателем. По направлению света фар был отправлен помощник в специальном жилете со световозвращающим эффектом (рис. 2)._

Рис. 2. Расстояние видимости пешехода в темное время суток (в центре — помощник в специальном жилете со

В том месте, где в свете фар проезжая часть сливалась с обочиной, помощник был остановлен звуковым сигналом. Далее было измерено расстояние видимости с рабочего места водителя до помощника. Расстояние видимости дороги при ближнем свете фар составило Sed.6 = 84 м. Аналогичным образом было определено расстояние видимости дороги при дальнем свете фар Sed.d = 107 м.

При проведении эксперимента (в дорожных условиях по условиям видимости в направлении движения Sed.6 = 84 м) безопасная скорость движения автомобиля «Mitsubishi Outlander III» при ближнем свете фар могла быть равной 108,4 км/ч:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector