лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике
В сети Интернет Вы найдете довольно много материалов, посвященных языку. Наш ресурс не предполагает полное изложение информации, касающейся языка. Но JavaScript уроки, изложенные на сайте, наверняка могут быть полезными как для начинающих обучение, так и непосредственно для учителей и преподавателей.
Для начала разберем, javaScript – что это такое и зачем он необходим в html?
Javascript — это алгоритмический язык программирования.
Рассмотрим схему взаимодействие браузера с сервером — клиент-серверную схему. Принцип работы строится на схеме запрос-ответ. Мы вбиваем адрес в строке адреса браузера, браузер отсылает запрос на сервер: «необходим такой-то ресурс». Сервер обрабатывает запрос и выдает ответ в виде html-страницы.
Схема хороша, пока на странице необходимо отображать обычные статические данные. Но в современное время страницы максимально интерактивны и позволяют всячески взаимодействовать с сервером. В html есть для этого элементы управления – кнопки, списки, переключатели и т.д. Набор элементов мы можем поместить на страницу и с помощью кнопки отправить их на сервер.
Но недостаток схемы в том, что взаимодействие клиент-сервер занимает какое-то время. И если мы хотим сделать интерактивную страницу, которая бы реагировала быстро на действия пользователя, то нам эта схема не подходит. И, кроме того, во многих случаях большинство действий со страницей и ее объектами можно выполнить на компьютере пользователя: например, подсветка пункта по наведению мыши. Зачем для подсветки загружать сервер, заставляя его заново формировать и выдавать страницу? Можно это сделать на клиентском компьютере.
Однако, язык html – декларативный язык, и он не может выполнять алгоритмические конструкции. Поэтому в середине 90-х годов прошлого века возникла идея встроить в html еще один язык, простой, и с его помощью выполнять простые программы без запроса-ответа к серверу. Идея появилась у программистов компании Netscape Communications. Они разработали javaScript — алгоритмический язык программирования и встроили в свой браузер Netscape Navigator. Назывался язык lifeScript (живой сценарий).
В середине 90 была популярна платформа java. Данный язык был настолько новаторским и популярным, что бытовало мнение, что в скором времени все будут программировать на java. Поэтому программисты Netscape переименовали свой lifeScript в javaScript и сделали синтаксис похожим, позаимствовав некоторые основные конструкции. Однако, javaScript и java — это два совершенно разных языка. В дальнейшем поддержку javaScript добавили и в другие браузеры. Стали разрабатывать и принимать стандарты javaScript (ECMA).
Итак, кратко по истории JavaScript:
- Разработан в Netscape Communications как язык сценариев для обозревателей Netscape Navigator, начиная с версии 2.0 (декабрь 1995 ) (на основе языка Java от Sun Microsystems). Язык LifeScript =>JavaScript
- К разработке подключается корпорация Microsoft, чьи обозреватели Internet Explorer поддерживают JavaScript, начиная с версии 3.0. В Internet Explorer JavaScript носит название Jscript
- В июне 1997 г. была принята первая версия стандарта под названием ECMAScript (ECMA-262) – официальное название JavaScript.
Содержание
Учебник JavaScript
Практика
Работа с DOM
Практика
Некоторые продвинутые вещи
Рекомендованное ES6
Некоторые видео могут забегать вперед, тк к этому месту учебника мы прошли еще не весь ES6. Просто пропускайте такие видео, посмотрите потом.
Регулярки
Разное
Работа с канвасом
Практика
- урок исключен (мало материала), по аяксу скоро будет отдельный учебник (много материала)
Работа с
AJAX в JavaScript —>
Работа с
AJAX + PHP —>
Контекст
Drag-and-Drop
- Урок №
Введение
в ООП в стиле ES6 - Урок №
Основы
работы с ООП - Урок №
Наследование
классов в JavaScript
Продвинутая работа
с классами на JavaScript —> - Урок №
Применение
ООП при работе с DOM - Урок №
Практика
по ООП в JavaScript - Тут скоро будут еще уроки
по функциональному и прототипному
стилю ООП.
Практика по ООП
Ваша задача: посмотрите, попробуйте повторить.
Практика
Promise ES6
Библиотека jQuery
Тк. jQuery устаревает, объявляю эти уроки не обязательными и выношу в конец учебника (так по уровню уроки середины учебника, если что). В перспективе переедет в отдельный учебник по jq.
В этом уроке мы разберем работу с данными на языке JavaScript.
Данные — это объекты, которыми может оперировать JavaScript, к примеру, имя пользователя — это строка, а его возраст — это число. Данные могут быть разных типов.
Строки и числа
Самыми простыми типами данных в JavaScript являются строки и числа.
Числа обозначают сами себя: 1, 12, 145, а вот строки требуется брать в кавычки (одинарные или двойные — без разницы):
Переменные
Одним из самых главных и распространенных объектов в программировании является переменная.
Переменная — это такой объект, который может хранить внутри себя различные данные, например, строки или числа.
Имя переменной должно состоять из английских букв: больших или маленьких, а также цифр и знака_подчеркивания.
В JavaScript при объявлении переменной обязательно должно быть написано ключевое слово var:
Операция присваивания
Очень важным элементом программирования является операция присваивания. Пример присваивания:
Комментарии
В коде JavaScript, так же, как и в HTML и CSS, можно оставлять комментарии. Они могут быть многострочными и однострочными:
Комментарии игнорируются браузером при выполнении кода, в них можно оставлять какие-либо пометки или временно закрывать код от исполнения, чтобы потом его при необходимости вернуть (откомментировать).
Функция alert
В JavaScript существует специальная функция alert, которая позволяет вывести какой-либо текст в окно браузера в виде диалогового окошка.
Следующий код выводит на экран заданный текст:
Нажмите на эту ссылку, чтобы увидеть такое окошко.
А в следующим коде переменной text присваивается фраза, а затем содержимое этой переменной выводится на экран:
Математические операции
В JavaScript между числами можно совершать различные математические операции:
Получение определенного символа строки
В JavaScript можно получить доступ к определенному символу строки по его номеру таким образом: a[n] – n-ный символ строки (учтите, что нумерация идет с нуля):
Сложности с операцией присваивания
Очень часто новички не понимают, что присваивание отличается от обычного равенства. Посмотрите следующий пример:
С точки зрения математики запись a = a + 2 абсурдна, но не с точки зрения программирования.
В данном случае переменная a имела значение 1, а затем мы переменной a присвоили новое значение — старое значение переменной a плюс 2.
Операции инкремента и декремента
Операция a++ или ++a – увеличивает переменную a на единицу. Эта операция называется инкремент.
Операция a— или —a – уменьшает переменную a на единицу. Эта операция называется декремент.
Давайте посмотрим, в каких случаях проявляется разница между ++a и a++.
Пусть у нас есть код alert(++a) и код alert(a++).
В первом случае переменная сначала увеличится на единицу, а потом выведется, а во втором случае — сначала выведется, а потом увеличится.
Операции +=, -=, *=, /=
Мы уже рассматривали код, который демонстрирует сложности с операцией присваивания:
В данном случае мы присваиваем переменной a ее текущее значение, увеличенное на 2. Однако JavaScript позволяет записать этот код еще короче с помощью оператора +=:
Кроме того, существуют операторы -=, *=, /=, которые эквивалентны следующему коду:
Специальные значения
В JavaScript, как и в других языках программирования, существуют ключевые слова для некоторых специальных значений. Вот они: undefined, null, true, false, NaN, Infinity, -Infinity.
Значения undefined и null
Значение undefined обозначает неопределенность. К примеру, если мы попробуем обратиться к переменной, которой мы еще не задали значение — то ее значение и будет undefined.
Значение null обозначает ‘ничего’. К примеру, мы можем присвоить переменной значение null в знак того, что там ничего не лежит.
Это значение очень похоже на undefined, отличие в том, что undefined — это не определенное значение, а null — определенное — ничего.
Значения true и false
Значения true и false обозначают истину и ложь соответственно. Они используются для таких вещей, которые предполагают два варианта ответа — да или нет.
К примеру, на вопрос ‘вам уже есть 18 лет?’ в можете ответить да, то есть true, или нет, то есть false.
Значение NaN
Значение NaN (Not-A-Number) обозначает не число. Оно может получится, к примеру, в таком случае — когда вы умножаете строку с буквами на число:
Значения Infinity и -Infinity
Значения Infinity и -Infinity обозначают соответственно бесконечность и минус бесконечность. Они получаются если какое-то число поделить на ноль — в этом случает JavaScript не выдает ошибку, как в других языках программирования, а возвращает эти значения.
Если мы делим на ноль положительное число, то получаем Infinity, а если отрицательное — то -Infinity.
Функция prompt
Кроме функции alert, которая выдает диалоговое окошко, существует функция prompt, которая не только выдает окошко с текстом, но и позволяет получить от пользователя какой-либо текст.
Этот текст можно записать в переменную и затем выполнить над ним какие-либо операции.
В следующем примере мы спросим имя пользователя, запишем его в переменную name и с помощью функции alert выведем на экран:
Нажмите на эту ссылку, чтобы запустить код примера.
Функция confirm
Если вам нужно просто спросить у пользователя ‘Да’ или ‘Нет’, не давая ему возможность ввести иной текст — используйте функцию confirm.
Эта функция вызывает окошко с вопросом, на который нужно ответить пользователю, и двумя кнопками для ответа: с кнопкой ‘ОК’ и с кнопкой ‘Отмена’.
Если пользователь нажмет ‘ОК’ — то функция вернет true, а если ‘Отмена’ — то вернет false.
В следующем примере функция confirm выведет диалоговое окно с вопросом ‘Вам уже есть 18 лет?‘.
Если вы нажмете ‘Ок’, то в переменную ok запишется true и выведется на экран функцией alert, а если нажмете ‘Отмена’ — то false:
Нажмите на эту ссылку, чтобы запустить код примера.
Типизация переменных
Что будет, если попробовать перемножить, к примеру, число и строку, вот так: 3 * ‘3’? В результате вы получите число 9. Это значит, что JavaScript автоматически осуществляет преобразование типов при необходимости, вам не нужно за это переживать.
Однако, есть нюанс: если мы попытаемся сложить строку и число, то JavaScript сложит их как строки, а не как числа, вот так: ‘3’ + 3 получится строка ’33’, а не число 6.
В случае, например, с умножением JavaScript понимал, что нельзя перемножить строки, поэтому строки переводил в числа и перемножал их. А случай со сложением можно трактовать двояко: складывать как строки или как числа (плюс-то используется как для сложения строк, так и чисел).
Бороться с этим можно следующем способом: нужно сделать недопустимую для строк операцию, например, так: +’3′ + 3 — поставим плюс перед строкой и она преобразуется к числу.
Второй вариант такой: можно сказать яваскрипту, что мы хотим явно преобразовать строку к числу. Это делается с помощью функции Number, вот так: Number(‘3’) + 3. В результате получится 6, а не ’33’.
К числам могут преобразовываться не только строки, но и любые другие типы данных, например true тоже можно преобразовать к числу таким образом: Number(true).
Можно преобразовывать и к другим типам с помощью функций Boolean, String и других подобных.
Что вам делать дальше:
Приступайте к решению задач по следующей ссылке: задачи к уроку.
Когда все решите — переходите к изучению новой темы.
Javascript — ключевой инструмент создания современных сайтов, и благодаря данному руководству, ориентированному на новичков, вы сможете изучить язык в короткие сроки и с минимумом усилий. Узнайте, какова структура языка, как правильно записывать его инструкции, как применять CSS, работать с онлайн-графикой и подключать программные интерфейсы HTML5. Все темы можно закрепить практическими упражнениями.
— Заложите основы. Узнайте, что собой представляет язык javascript, как он работает и где используется.
— Начните с самого простого. Освойте основные элементы javascript на примере простейших упражнений.
— Сведите все воедино. Научитесь применять переменные, массивы, операторы, условные конструкции и циклы.
— Организуйте свои программы. Узнайте, как создавать и применять функции и объекты.
— Начните создавать онлайн-приложения. Научитесь создавать сценарии, выполняемые в браузере, а также манипулировать документами, обрабатывать события и подключать средства ввода-вывода.
— Изучите сложные темы. Освойте регулярные выражения, функции обратного вызова, анонимные функции и замыкания.
— Задействуйте дополнительные инструменты. Расширьте возможности своих программ за счет библиотеки jQuery и программных интерфейсов HTML5.
— Проверьте свои навыки. Попробуйте выполнить упражнения на javascript.
Если вам понравилась эта книга поделитесь ею с друзьями, тем самым вы помогаете нам развиваться и добавлять всё больше интересных и нужным вам книг!